
Всемирно известные города — жемчужины Европы, уже и не рады такой бешеной популярности. Массовый туризм, подстегнутый существенным снижением доходов местного населения после кризиса 2008 г., а также распространением дешевых перелетов и сайтов с предложениями бюджетного жилья, превратился в настоящего монстра. Увы, последствия неконтролируемого роста туристического потока не заставили себя ждать.
За прошедшее десятилетие количество авиакомпаний-лоукостеров увеличивалось ежегодно на 10 % и в итоге их число удвоилось. Тем временем платформа Airbnb, крупнейшая, но далеко не единственная в своем секторе, отчиталась о тройном росте бронирований по некоторым европейским городам, что заставило последние даже обратиться за помощью к ЕС.
Данные статистики: в популярных европейских городах (например, в Барселоне или Амстердаме) на каждого местного жителя приходится по 20 туристов. Разумеется, в такой ситуации власти просто вынуждены как-то реагировать, чтобы защитить своих подопечных. Но не всегда понятно, какого рода действия нужно предпринимать и будет ли это в итоге работать. Найти компромисс между доходами от туризма и качеством жизни населения — довольно непростая задача.
1. Амстердам
Ситуация в историческом центре Амстердама давно вышла за рамки разумного. Дошло до того, что пьяные иностранцы мочатся в каналы и их рвет на стены и двери зданий-архитектурных памятников. Еще бы, когда 19 млн туристов изо дня в день толпятся на узких улочках, на которых проживают 850 тыс. человек, это становится по-настоящему опасным. Квартал красных фонарей, площади Рембрандта и Лейдсеплейн и вовсе стали непригодными для жизни. В старом центре магазины, где торгуют деревянными тюльпанами, сыром в вакуумных упаковках и семенами конопли заменили аптеки, парикмахерские и овощные лавки. Даже врачи порой не могут найти свободной комнатки для открытия кабинета.
За последние пару лет муниципальный совет столицы Нидерландов принял ряд жестких ограничений. Экскурсионные автобусы отправили на окраины, запретили открытие новых магазинов, ориентированных исключительно на туристов. Больше не будет новых отелей, пока у существующих не закончатся лицензии. Ожидается возможное введение правила: в объектах, размещенных на Airbnb, будет разрешено останавливаться только на 4 часа, а общая длительность аренды — до 30 дней в году. Также ввели еще один налог — 3 EUR с человека за ночь в дополнение к существующим 7 % на стоимость каждого номера в отеле (или к 10 % для бронирований у частных лиц).
Городские власти отмечают, что наплыв туристов вынуждает их больше тратиться на оплату услуг полиции и служб уборки мусора. Дополнительные сборы смогут компенсировать хотя бы часть все возрастающих расходов бюджета.
Некоторые востребованные у иностранцев сомнительные излишества, наподобие «пивных велосипедов» — мобильных барных стоек, предназначенных для компаний выпивающих, были удалены из центра Амстердама. Туры в кварталы Красных фонарей, которые стартуют буквально каждые пару минут, отменяются с 1 апреля 2020 г. Для всех остальных экскурсий по историческому центру гидам потребуется брать специальное разрешение.
Новый мэр Амстердама видит 4 вероятные опции для легендарного района секс-работников — квартала Де-Валлен, включая его перемещение полностью или частично в другие места, что было бы весьма смелым решением для Амстердама. Также с подачи главы широко развернуты кампании для повышения осведомленности туристов. Одно из решений — развешивание на стенах и дверях домов плакатов с надписями: «Мы здесь живем!»
По масштабному замыслу, долгосрочная стратегия заключается в равномерном распределении туристов по другим, не менее привлекательным городам Нидерландов. Это позволит снять нагрузку с Амстердама.
Тем не менее, несмотря на все инициативы, в Амстердаме не испытывают иллюзий. Едва ли все задуманные программы поспособствуют снижению туристического потока или хотя бы замедлению его роста. По предварительным данным, к 2030 г. он достигнет 40 млн посетителей в год.
Сегодня в центре внимания городских властей находятся интересы тех, кто пострадал от избыточного туризма. Людям важно не чувствовать себя чужими в собственном доме.
2. Барселона
В 2019 г. Барселону посетили 30 млн туристов. Это заставило местных жителей иронизировать в бессильной ярости о «небывалом подъеме экономики».
Тем временем представители власти сосредоточились на улучшении управленческих стратегий. Их план-2020 направлен на переход «от управления туризмом в городе до управления туристическим городом». Согласно заявлениям ответственного советника Хавьера Марсе, в приоритете должны быть именно барселонцы. Но в то же время он убежден — проблема вовсе не в том, что Барселона себя продает, а в том, что продает она себя плохо. Для чиновника совершенно очевидно — туристический сектор приносит ежегодно 10 млрд евро, и отказываться от таких доходов никто не собирается. Следовательно, столице Каталонии уже не нужно больше туристов, но это не значит, что ей нужно меньше.
Так как топовые достопримечательности — Саграда Фамилия, Парк Гуэль, Ла-Рамбла, Готический квартал, круглогодично забиты до отказа, идея не оригинальна — направить людей в другие места. С этой целью представители города ведут переговоры с Booking.com о разработке пакета альтернативного посетителя.
В Барселоне также объявлен мораторий на открытие новых отелей в самых загруженных районах. Из-за этого путешественники вынуждены селиться на периферии. Хотя, как отметил Пер Марине из Федерации жителей Барселоны, спящие люди не имеют большого значения. Все они рано или поздно пойдут в Саграда Фамилию.
Несмотря на значительные усилия, город, кажется, не способен контролировать рост предложений на Airbnb и подобных площадках. Согласно исследованию Университета г. Вик, Барселона имеет самую высокую плотность «туристических» квартир в Европе: 12 на каждые 1000 жителей по сравнению с 10 в Риме и 7 в Лондоне. В итоге это привело к увеличению арендной платы на 50 % за последние 5 лет. Между прочим, эта сумма составляет 114 % от зарплаты среднестатистического 24-летнего работающего горожанина. В результате 80 % молодежи в возрасте до 30 лет вынуждены жить с родителями.
Битва за уменьшение количества доступных кроватей никак не отражается на миллионах туристов-однодневок. С круизных лайнеров, заходящих в порт Барселоны, ежегодно высаживаются десятки тысяч человек, однако они стараются тратить поменьше денег на берегу. Многие приезжают на машинах, засоряя и загрязняя город.
Власти Барселоны пытаются заставить экскурсионные автобусы парковаться на окраинах, а их пассажиров пользоваться общественным транспортом. Разумеется, для этого потребуются дополнительные автобусные маршруты, но затраты на их запуск покроют поступления от туристического налога.
Пока каталонцы сыты по горло последствиями массового туризма, некоторые члены городского совета заявляют об отсутствии общественной поддержки радикальных перемен. Туристы — это, прежде всего, рабочие места. Митинги под лозунгами «Барселона не продается!» собирают тысячи участников, но в реальности протестующие ни на что не могут повлиять.
По факту полномочия города сильно ограничены, а каталонское правительство придерживается позиции «чем больше, тем лучше» и готово распахнуть объятия все возрастающему потоку иностранцев. Сегодня туроператоры активно осваивают азиатский рынок, а это значит, миллионы людей вскоре откроют для себя «несекретные сокровища» Барселоны.
3. Флоренция
Мэру Флореции Дарио Нарделле настолько надоело созерцать туристов, жующих бутерброды на ступеньках исторических зданий, что он пригрозил поливать каменные поверхности водой. Тогда по ним будет страшно подниматься и невозможно разместиться на пикник. Разумеется, подобные меры не могут быть введены на законной основе, но пару раз окатить из шланга ступеньки знаковых достопримечательностей не помешает. По крайней мере, вконец обнаглевшие иностранцы уловят намек. Но не все так плохо. Кажется, в последнее время среди гостей города растет сознательность и ответственность, они начали вести себя приличнее. Власти приложили к этому немало усилий и организовали ряд мероприятий, призывая не разбрасывать мусор и уважать мировое наследие Флоренции. Огромные штрафы за написание своего имени на мосту Понте-Веккьо и отправление естественных потребностей на улицах исторического центра, который, кстати, внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, тоже сделали свое дело.
Флоренция — самый посещаемый город Италии после Рима и Венеции, сюда приезжают 14 млн туристов в год. Ее популярность легко объяснима. Но, как в Венеции и Риме, местные жители вынуждены уезжать из-за растущей стоимости жизни и засилья арендного жилья. Согласно исследованиям Университета Сиенны, каждая 5-я квартира/апартаменты в центре сдаются в аренду на короткий период.
Представитель городского совета Сесилия дель Ре считает главной проблемой внимание туристов только к историческому центру, занимающему всего 5 кв. км от площади всей Флоренции. Части города вне этой локации остаются невостребованными. Но необходимо продвигать и остальные районы. Сейчас в стадии активной разработки находится приложение, которое будет направлять людей в альтернативные места, если, например, в данный момент галерея Уффици или другой музей переполнены. Также идет речь об активном продвижении менее известных городов Тосканы.
Городские лидеры выступили против введения ежедневных ограничений на число людей, которые могут попасть в центр, зато цена поездки в туристическом автобусе, приезжающем прямо на центральные улицы Флоренции, увеличилась в 10 раз. Одновременно власти Флоренции превратили часть государственной собственности в социальное жилье, чтобы мотивировать молодежь на переезд. «Мы хотим заново стимулировать людей жить в историческом центре», — сказала Дель Ре.
4. Прага
В прошлом году перед Рождеством на Староместской площади собралась огромная толпа. В случае чрезвычайной ситуации потребовались бы десятки бригад скорой помощи и отрядов полиции. Казалось бы, небывалое количество гостей со всего мира свидетельствует о триумфе Праги как туристического направления. Но, с другой стороны, большое число людей в ограниченном пространстве давно стало головной болью для городских властей, которые уже задумались о введении лимита на краткосрочную аренду.
Основные туристические маршруты Праги пролегают по небольшой территории, куда входят Карлов мост и Пражский Град. Это создает непосильную нагрузку на инфраструктуру, из-за чего жизнь горожан становится невыносимой.
Растущий отток жителей из центра чешской столицы и увеличение числа безвкусных сувенирных лавок со всяким барахлом наряду с закрытием полезных магазинов в конце концов заставили власти действовать. Первым шагом стала крупная рекламная кампания, призванная побудить иностранных гостей выйти за пределы узкого пространства и исследовать «Большую Прагу», где немало интересных районов с достопримечательностями, ресторанами и пабами.
«Слишком много людей приезжают ради нескольких зданий, — говорит Павел Чижинский, бывший мэр муниципалитета Праги 1, куда входит всеми любимое Старе Место, — я думаю, для эффективного распределения туристических потоков необходимо работать с теми, кто управляет индустрией путешествий. Гиды должны спрашивать у своих групп — хотят ли они протискиваться через толпы и ходить там, где все в два раза дороже, или же лучше посмотреть на что-то интересное всего в полукилометре от Карлова моста».
Пражское управление по туризму опубликовало брошюры «Пражские прогулки», в которых рассказывается о достопримечательностях других районов. Среди них Винограды, Карлин, Голешовице и Жижков. Однако, чтобы это сработало, нужно добиться гораздо более хитрой цели: убедить посетителей вернуться в Прагу еще раз. Человека, находящегося с первым визитом в чешской столице, трудно заставить покинуть центр. А вот в следующую поездку ему с высокой долей вероятности захочется увидеть новые места и, возможно, он задержится подольше.
Разумеется, алкотуризм тоже никто не отменял. В Чешской Республике производят качественное и недорогое пиво, что привлекает в страну сотни тысяч любителей пенного напитка. Шумные вечеринки в пабах стали обычным явлением для обитателей центральных районов.