
Строительство современных самолетов чем-то напоминает сборку гигантского конструктора: из огромного множества компонентов создают единое целое, при этом основные работы выполняются вручную. В процессе задействованы сотни предприятий и десятки тысяч специалистов, а его длительность зависит от размера машины и ее назначения: на производство среднемагистрального пассажирского Airbus A320 уходит около года, тяжелый военно-транспортный «Ил-76» собирают в течение двух лет. Рассказываем о материалах, технологиях и основных этапах сборки авиалайнеров.
Шаг 1. Структурная сборка
Конструктивная основа самолета — фюзеляж, с него все и начинается. Каждый отсек фюзеляжа собирают из отдельных секций, а обшивка делается из легкого и высокопрочного дюраля — сплава алюминия, меди, магния и марганца. При сборке практически не используют сварку: листы обшивки скрепляют с помощью заклепок — это позволяет повысить надежность конструкции и ее устойчивость к высоким нагрузкам.
Шаг 2. Комплектация
Собранные отсеки фюзеляжа перевозят в специальный ангар, где устанавливают начинку — электропроводку, системы кондиционирования и освещения, тепло- и звукоизоляцию, электронику. Комплектация во многом определяется требованиями заказчика: например, одна авиакомпания может заказать самолет с индивидуальной системой развлечений, другая — без нее. От этого зависит расположение проводки под обшивкой салона.
Шаг 3. Финальная сборка
Части корпуса, оснащенные всем необходимым, поступают в ангар для финальной сборки. Детали самолетов производят на разных заводах и даже в разных странах: например, фюзеляжи для аэробусов выпускают во Франции, носовую часть — в Испании, крылья — в Великобритании, хвост — в Германии. Линии финальной сборки компании Airbus размещаются в Гамбурге, Тулузе и Тяньцзине.
Финальная сборка состоит из 4 этапов, каждый из них длится около 2,5 дней. На первой станции соединяют центральный, носовой и хвостовой отсеки, затем к фюзеляжу последовательно прикрепляют крылья, хвостовое оперение и шасси. Пока шасси не установлено, огромные детали передвигают с помощью мостовых кранов, а тысячи заклепок крепят вручную — доверить машинам этот процесс невозможно, считают авиастроители.
После всех необходимых наземных тестов самолет своим ходом перемещается в ангар, где его оснащают двигателями.
Шаг 4. Покраска
Уже почти готовый лайнер отправляется в покрасочный бокс — специальный ангар, в котором работают системы очистки и вентиляции воздуха, поддерживаются фиксированная температура и влажность: от соблюдения этих условий зависит долговечность лакокрасочного покрытия. Перед покраской иллюминаторы, шасси, все отверстия и выступающие детали изолируют с помощью пленки и бумаги, а потом фюзеляж красят вручную — полиуретановую краску пульверизаторами распыляют по поверхности.
Шаг 5. Отделка
Когда краска высохнет, приступают к внутренней отделке и комплектации салона: устанавливают кресла, полки и другие элементы. Количество пассажирских сидений, расстояние между ними и материал обшивки определяет заказчик, а кресло пилота чаще всего отделывают натуральной овчиной: этот прочный и приятный наощупь мех не перегревается и не охлаждается.
Наконец, самолет тестируют — уже не на земле, а в небе, и после нескольких проверочных полетов его перегоняют к месту назначения и регистрируют. Добро пожаловать на борт!