Журнал/Как строят самолеты: шаг за шагом
ЖурналПолетели

Как строят самолеты: шаг за шагом

 
guvendemir, iStock
    Журнал/Как строят самолеты: шаг за шагом
    guvendemir, iStock
    Строительство современных самолетов чем-то напоминает сборку гигантского конструктора
    Валерия Здир • 17 декабря 2021

    Строительство современных самолетов чем-то напоминает сборку гигантского конструктора: из огромного множества компонентов создают единое целое, при этом основные работы выполняются вручную. В процессе задействованы сотни предприятий и десятки тысяч специалистов, а его длительность зависит от размера машины и ее назначения: на производство среднемагистрального пассажирского Airbus A320 уходит около года, тяжелый военно-транспортный «Ил-76» собирают в течение двух лет. Рассказываем о материалах, технологиях и основных этапах сборки авиалайнеров.

    Шаг 1. Структурная сборка

    Конструктивная основа самолета — фюзеляж, с него все и начинается. Каждый отсек фюзеляжа собирают из отдельных секций, а обшивка делается из легкого и высокопрочного дюраля — сплава алюминия, меди, магния и марганца. При сборке практически не используют сварку: листы обшивки скрепляют с помощью заклепок — это позволяет повысить надежность конструкции и ее устойчивость к высоким нагрузкам.

    • Посадка самолета на взлетно-посадочной полосе
      razihusin, iStock
      /d4/1g/d41gqz12jm048ocsk8wccgo0o.jpg

    Шаг 2. Комплектация

    Собранные отсеки фюзеляжа перевозят в специальный ангар, где устанавливают начинку — электропроводку, системы кондиционирования и освещения, тепло- и звукоизоляцию, электронику. Комплектация во многом определяется требованиями заказчика: например, одна авиакомпания может заказать самолет с индивидуальной системой развлечений, другая — без нее. От этого зависит расположение проводки под обшивкой салона.

    Шаг 3. Финальная сборка

    Части корпуса, оснащенные всем необходимым, поступают в ангар для финальной сборки. Детали самолетов производят на разных заводах и даже в разных странах: например, фюзеляжи для аэробусов выпускают во Франции, носовую часть — в Испании, крылья — в Великобритании, хвост — в Германии. Линии финальной сборки компании Airbus размещаются в Гамбурге, Тулузе и Тяньцзине.

    Чтобы доставить все компоненты к месту сборки, используют воздушный грузовик Airbus Beluga: он поднимает до 47 т, а в его грузовом отсеке умещается половина фюзеляжа А320. Секции широкофюзеляжного гиганта А380 транспортируют паромами.

    Финальная сборка состоит из 4 этапов, каждый из них длится около 2,5 дней. На первой станции соединяют центральный, носовой и хвостовой отсеки, затем к фюзеляжу последовательно прикрепляют крылья, хвостовое оперение и шасси. Пока шасси не установлено, огромные детали передвигают с помощью мостовых кранов, а тысячи заклепок крепят вручную — доверить машинам этот процесс невозможно, считают авиастроители.

    На шасси приходится самая высокая нагрузка, потому для его изготовления выбрали титан: он вдвое прочнее алюминия и вдвое легче стали.

    После всех необходимых наземных тестов самолет своим ходом перемещается в ангар, где его оснащают двигателями.

    Шаг 4. Покраска

    Уже почти готовый лайнер отправляется в покрасочный бокс — специальный ангар, в котором работают системы очистки и вентиляции воздуха, поддерживаются фиксированная температура и влажность: от соблюдения этих условий зависит долговечность лакокрасочного покрытия. Перед покраской иллюминаторы, шасси, все отверстия и выступающие детали изолируют с помощью пленки и бумаги, а потом фюзеляж красят вручную — полиуретановую краску пульверизаторами распыляют по поверхности.

    Хвост и законцовки крыльев, сделанные из композитных материалов, окрашивают в цвета авиакомпании еще до финальной сборки. А вот фюзеляж перед покраской имеет светло-зеленый оттенок из-за специальной пропитки, предотвращающей коррозию металла.

    Шаг 5. Отделка

    Когда краска высохнет, приступают к внутренней отделке и комплектации салона: устанавливают кресла, полки и другие элементы. Количество пассажирских сидений, расстояние между ними и материал обшивки определяет заказчик, а кресло пилота чаще всего отделывают натуральной овчиной: этот прочный и приятный наощупь мех не перегревается и не охлаждается.

    • Пустой салон самолета
      Dushlik, iStock
      /01/k2/01k2tgsze4ehwwksc884owo8w.jpg
    Наконец, самолет тестируют — уже не на земле, а в небе, и после нескольких проверочных полетов его перегоняют к месту назначения и регистрируют. Добро пожаловать на борт!
    всего голосов: 72
    Быстрый переход наверх