
Туристическая инфраструктура Алтая в последние годы развивается очень активно, привлекая миллионы гостей и миллиарды рублей. Республика преображается на глазах, особенно ранее малообжитая ее часть, расположенная за Семинским перевалом вверх по Чуйскому тракту. В регион потянулись туристы со всей страны. И, как часто бывает впервые на новом месте, люди начинают сравнивать свои ожидания и реальность. Что же не нравится гостям региона?
1. Дорого
С учетом перелетов и переездов общая сумма расходов увеличивается настолько, что начинает «конкурировать» со стоимостью путевки, например, в турецкий отель 4–5*. Да, для таких цен есть объективные причины: удаленность, растущий спрос, короткий туристический сезон. Но на ум сразу приходит еще одно объяснение — человеческая жадность.
2. Скромность жилья вопреки цене
Несмотря на дороговизну, условия жилья нередко остаются предельно скромными. Туристы, отдыхавшие на нашем юге, отмечают эту особенность часто, а привыкшие к средиземноморским курортам — почти всегда. Даже в дорогих отелях уровень сервиса «не тот».
3. Трудности с питанием
Проблемы с покупкой продуктов связаны с изрядными расстояниями между населенными пунктами и более высокими ценами. Многие базы стоят буквально в «чистом поле» и при этом не предлагают питание, переложив эту головную боль на гостей. Решить проблему помогает размещение в крупных (по местным меркам) населенных пунктах с развитой туристической инфраструктурой. Там есть столовые с вкусной едой, заменяющие кафе, и небольшие рестораны, которых откровенно мало.
4. Транспортная недоступность
Чуйский тракт великолепен по всей своей протяженности, Улаганский тракт активно ремонтируется, в планах асфальтированная дорога к перевалу Кату-Ярык в Улаганском районе. Но все же основные типы дорог на Алтае — каменистые грунтовка и гравийка. До большинства достопримечательностей можно добраться только на специально подготовленном внедорожнике. И если на Алтайский Марс с грехом пополам можно доехать практически на любом автомобиле, то для ледников Актру и Мультинских озер такой номер не пройдет.
5. Без машины — никуда
Общественный транспорт развит, но только автобусный и только между селами. Пользоваться им не всегда удобно из-за больших расстояний и отсутствия внятного расписания. В горных районах автомобиль просто необходим: он снижает транспортные расходы и экономит время.
Собственный автомобиль можно не гнать. В Барнауле и Горно-Алтайске достаточно мест, где его сдают в аренду по приемлемой цене. Тут главное — читать договор, иногда там есть ограничения на посещение труднодоступных мест, иначе грозит штраф.
6. Переоцененные достопримечательности
К ним с полным правом можно отнести Акташский ретранслятор и Гейзерное озеро, оба расположены вблизи села Акташ. Места красивые, и, конечно, их стоит увидеть, но восторженные описания порой не совпадают с реальными впечатлениями. С этими достопримечательностями может посоревноваться перевал Чике-Таман: специально планировать поездку к нему имеет смысл разве что ради покупки сувениров.
Что еще почитать по теме
7. Много людей
Туристов столько, что в отдельных местах возникает знакомое ощущение Черноморского побережья. Любители тишины все еще могут отдохнуть за Семинским перевалом, но останавливаться в населенных пунктах будет уже некомфортно из-за толп народа.
8. Дорожная обстановка
В целом, ездить на авто в Горном Алтае безопасно, но есть нюансы. Например, водители не стесняются выезжать на встречную полосу в закрытых поворотах. Если ехать по неасфальтированной дороге, в лобовое стекло может прилететь камень от других участников движения, которые несутся по гравийке с большой скоростью.