
Что случится, если в полете лайнер встретится с грозой — вопрос, напрямую касающийся каждого, кто хоть раз в жизни поднимался на борт самолета. Как правило, это природное явление сопровождается мощными электрическими разрядами, порывистым ветром, дождем и градом, представляющими серьезную угрозу для воздушного судна. Неслучайно в авиации реализован широкий комплекс мер, снижающих риски во время полета в грозу и обеспечивающих максимальную безопасность для пассажиров и экипажа.
Безопасно ли летать в грозу?
Главную опасность при полетах в грозовой облачности представляют сопутствующие ей атмосферные явления, такие как:
- Сильная турбулентность, приводящая к травмам пассажиров и вибрации самолета с перегрузками, грозящими разрушением отдельных систем и остановкой двигателя.
- Образующийся в грозовом облаке град способен повредить обшивку самолета, стекла кабины пилотов и двигатели вплоть до их полной остановки.
- Обледенение, вызывающее нарастание льда на аэродинамических поверхностях и критически ухудшающее летные качества самолета.
- Сильный порывистый ветер, способный сбить с курса и даже перевернуть небольшой самолет.
- Восходящие потоки воздуха скоростью до 30 м/сек, способные подбросить самолет на несколько километров в разреженные слои атмосферы, где он теряет управляемость.
- Удар молнии и последующая электризация могут привести к выходу из строя электронного оборудования, отказу двигателей и нарушению радиосвязи с землей.
Как самолеты преодолевают грозовые облака?
Ни один летчик не будет намеренно входить в грозовые облака, а постарается заблаговременно уйти с опасного маршрута. Однако когда на пути самолета возникают целые грозовые фронты шириной 200, 300, а то и все 400 км, единственным вариантом может стать решение командира воздушного судна об уходе на запасной аэродром.
Главный помощник пилотов в поисках безопасного пути обхода грозовых облаков — погодный радар, определяющий плотность лежащих на пути облаков на расстоянии более сотни километров. Чем выше плотность, тем больше в облаке накопленной воды и лучше облететь его стороной.
При этом, обходя грозу, пилоты опасаются не попадания молнии в самолет, а в первую очередь стараются избежать сильной турбулентности, приводящей к потере управляемости. Чтобы избежать этого, иногда приходится отклоняться от маршрута на десятки километров.
Может ли молния ударить в самолет?
В среднем, каждый пассажирский самолет получает 1-2 удара молнии в год. Чаще всего это происходит, когда он находится внутри грозовой облачности на высоте от 1500 до 4500 м, а также во время взлета или посадки.
В большинстве случаев молния попадает в носовую часть самолета, кожухи двигателей, законцовки крыльев, киль и горизонтальный стабилизатор, а само место удара выглядит как небольшое оплавленное отверстие диаметром 1-2 см. После удара молнии проводится проверка всех систем самолета на их работоспособность. При обнаружении любых неполадок самолет садится в ближайшем аэропорту.
Что будет, если в самолет ударит молния?
Предпринимаемые авиационными конструкторами меры позволили значительно повысить безопасность полетов пассажирских лайнеров во время грозы. Попадая в самолет, небесное электричество проходит по его внешней металлической обшивке, а затем выходит разрядом в сторону земли или стекает через специальные разрядники на острых кромках крыльев. При этом, применяемые в конструкции непроводящие композитные материалы, тоже покрываются тонкой медной сеткой таким образом, чтобы превратить весь самолет в одну большую «клетку Фарадея», препятствующую проникновению тока внутрь воздушного судна.
Такая же проводящая сетка и другие специальные системы защищают все бортовые электронные устройства от электромагнитного излучения молнии, которое может вызвать непредвиденные последствия — навигационные ошибки, потерю связи с землей, остановку двигателя, нарушение управления воздушным судном.
Вопросы и ответы
Как часто молния попадает в самолет?
Удар электрического разряда — явление довольно редкое, происходящее с самолетом примерно один раз за 1000 полетов. Он редко причиняет какие-либо серьезные неприятности воздушному судну, его экипажу и пассажирам. Из всех зафиксированных с начала 2000 г. летных происшествий только 0,3 % напрямую связаны с ударом молнии.
Каковы возможные повреждения от удара молнии?
Современные пассажирские лайнеры надежно защищены от ударов молнии. Попадание электрического разряда в фюзеляж почти незаметно для пассажиров и оставляет след в виде оплавленных точек в местах его «входа» и «выхода». Есть теоретическая вероятность нарушения работы электронных систем управления самолетом, но на практике такое встречается редко, главным образом, в малой авиации.
Взлетают ли самолеты в грозу?
В целях обеспечения безопасности в пассажирской авиации действуют правила, запрещающие полеты в зоне грозовой активности. Взлет в грозу запрещен для всех типов самолетов.
Что еще почитать по теме
- В кабине пилота есть форточка. Зачем?
- Зачем двигателю самолета маленькие крылья
- Опасные зоны, где боятся летать даже самые отважные пилоты
Как ощущается гроза на борту самолета?
Гроза всегда сопровождается сильной болтанкой самолета, воздушными ямами или, наоборот, резким набором высоты. Пассажиры, забывшие пристегнуться ремнем безопасности, рискуют получить серьезную травму.
Поражение молнией людей на борту современного пассажирского лайнера — явление исключительно редкое. Известен случай, когда в 2001 г. удар током от молнии получил пилот British Airways. Другой пилот не пострадал и сумел благополучно посадить самолет.