Журнал/Почему москвичи называют трамвай «Аннушка» и при чем тут Булгаков
ЖурналТоже круто

Почему москвичи называют трамвай «Аннушка» и при чем тут Булгаков

 
    Журнал/Почему москвичи называют трамвай «Аннушка» и при чем тут Булгаков
    Первая «Аннушка» прогрохотала по улицам Москвы еще в 1911 г., когда в столице открыли первый кольцевой трамвайный маршрут

    Первая «Аннушка» прогрохотала по улицам Москвы еще в 1911 г., когда в столице открыли первый кольцевой трамвайный маршрут. Как это часто делается в подобных случаях, чтобы не было путаницы с радиальными ветками, вместо номера ему присвоили букву — первую в алфавите. А москвичи, которых, как известно, хлебом не корми — дай лишний раз поакать и посентиментальничать, тут же нарекли «маршрут А» милым женским именем.

    Народное имя для второго кольцевого трамвайного маршрута, запущенного уже в следующем 1912 г. по Садовому кольцу, тоже нашлось быстро: «Букашка». Так его иногда зовут до сих пор, даром что на нем уже давно нет не только никаких трамваев, но даже троллейбусов, сплошь типовые московские автобусы Mersedes Benz.

    До 1930-х гг. основная часть маршрута А шла вдоль Бульварного кольца, проходя по Пречистенской, Кремлевской и Москворецкой набережным, а также двум проездам — Соймоновскому и Устьинскому. Потом в центре Москвы начались серьезные перестройки, затронувшие в том числе и маршрут: он несколько раз менялся, размыкался и снова смыкался, переезжал на противоположный берег Москвы-реки, а в 1937 г. разомкнулся окончательно.

    С тех пор любимая москвичами «Аннушка» борется с новомодными видами транспорта — упрямо и с переменным успехом. Периодически маршрут спрямляют и сокращают, но иногда ему удается вернуть потерянное. Сейчас трамваи под литерой «А» ходят от Новоконной площади до метро «Чистые пруды» — 5 км по прямой, а с учетом изрядных вихляний по улицам и крюка через Замоскворечье выходят все 10 км реального маршрута.

    До недавнего времени в районе Чистопрудного бульвара можно было увидеть декоративную «Аннушку» — старый трамвай, выкупленный и переоборудованный под «трамвай-трактир». Возможно, он иногда появляется и сейчас, но постоянного маршрута и часов работы у него точно нет.

    Сегодняшняя «Аннушка» — единственная трамвайная линия, сохранившаяся внутри Садового. Не так уж и плохо для 110-летнего возраста, правда?

    При чем тут Булгаков

    Изрядная часть периодически читающей публики уверена, что трамвай, под который угодил в самом начале «Мастера и Маргариты» несчастный Берлиоз (не композитор), следовал именно по маршруту А — упоминания об этом несложно найти в интернете. Откуда берется это заблуждение, понятно: у Булгакова в «Мастере» действительно есть Аннушка, и она тоже замешана в смертельном происшествии — только у него это настоящая женщина (кстати, имевшая реального прототипа в жизни), ненароком разбившая о турникет бутылку постного масла и запустившая тем самым цепочку событий, приведших к трагедии. В результате обе Аннушки сливаются в массовом сознании в одну.

    Между тем, Аннушка-трамвай никак не могла быть повинна в безвременной кончине атеиста Берлиоза, потому что через перекресток Малой Бронной и Ермолаевского переулка (а Михаил Афанасьевич вполне четко обозначил место действия завязки своего романа) никогда за всю свою долгую жизнь не ходила. Скажем больше: нет никаких свидетельств того, что по Малой Бронной вообще когда-то ходили трамваи — самодеятельные булгаковеды провели на этот предмет самые настоящие изыскания, но ни единой фотографии с рельсами, как и сколько-нибудь надежных исторических свидетельств найти не удалось. Что ж, еще одной загадкой у самого мистического романа 20 столетия больше.

    Что еще почитать?

    Тонкости ТуризмаТонкости Туризма