Журнал/Столкновения самолетов с птицами: причины, частота и последствия
ЖурналПолетели

Столкновения самолетов с птицами: причины, частота и последствия

 
    Журнал/Столкновения самолетов с птицами: причины, частота и последствия
    «Страйк» в авиации — как и в боулинге, означает удар. Однако в воздухе подобное событие отнюдь не такое радостное. Согласно официальной статистике, в России происходит порядка 7 тыс. инцидентов столкновений, в Европе — до 10 тыс. Около 5 % ударов несут риск повреждения мотора, в таких случаях авиалайнер возвращают в ближайший аэропорт, а пассажирам предоставляют другой самолет.
    Екатерина Ясенская • 19 августа 2019

    «Страйк» в авиации — как и в боулинге, означает удар. Однако в воздухе подобное событие отнюдь не такое радостное, как в игре с кеглями: это столкновение самолета с птицей. 15 августа 2019 г. борт «Уральских авиалиний» Airbus A321 совершил экстренную посадку на поле из-за отказа обоих двигателей вследствие попадания в них пернатых. Возникает вопрос: насколько высок риск авиакатастрофы из-за встреч с птицами?

    На самом деле, мелкие происшествия случаются сплошь и рядом: их никто не замечает, и они не приводят к каким-либо серьезным последствиям, поскольку пернатые массой до 3,5 кг просто сгорают в двигателе. Согласно официальной статистике, в России происходит порядка 7 тыс. инцидентов столкновений, в Европе — до 10 тыс. Около 5 % ударов несут риск повреждения мотора, в таких случаях авиалайнер возвращают в ближайший аэропорт, а пассажирам предоставляют другой самолет.

    Почему самолеты сталкиваются с птицами

    Высота птичьего полета обычно не превышает 150 м, поэтому основной риск у воздушных машин возникает при взлете и посадке. Удар птицы о фюзеляж или крылья неопасен, хуже, когда она попадает в двигатель: увернуться почти невозможно. Мелкую пичугу, простите за подробности, перемалывает, а крупная (более 3,5 кг) может повредить лопасти, отчего в моторе возникнет пожар.

    Летчики могут отключить поврежденную турбину, потушить пожар и вернуться в аэропорт вылета (на взлете) либо посадить машину вручную на одном работающем двигателе (при посадке) — этому специально обучают.

    • Два пилота в кабине
      Maravic, iStock
      /2k/zd/2kzdnx0shdycog4g4880k0c44.jpg

    Что будет, если повреждены оба двигателя

    Поскольку птицы летают стаями, могут пострадать оба мотора, и тогда пилотам остается только спланировать вниз. Здесь многое зависит от высоты: если инцидент произошел на эшелоне порядка 3-4 тыс. м и недалеко от аэропорта, то летчики в принципе могут посадить воздушное судно. Практически все зависит от умения чувствовать машину и сохранять хладнокровие. Но близко к земле (менее 1 тыс. м), высоты для маневра не хватит, и сажать самолет придется на ближайшую более-менее ровную поверхность — шоссе, водную гладь, лес или поле (как в недавнем случае). В противном случае есть опасность того, что нос авиалайнера задерется вверх, и он рухнет.

    Придуман новый способ использования подушки для поездок: это гениально.

    На высоте в 10 тыс. м самолет, в зависимости от типа, может планировать на дистанцию 140-150 км, но случаи столкновений там невозможны, поскольку птицы так высоко не летают.

    Как посадить самолет с неработающими двигателями

    Если становится ясно, что до ближайшего аэродрома не дотянуть, экипаж принимает решение сажать самолет на ближайшую ровную поверхность или воду. В этом процессе используют ВСУ (вспомогательную силовую установку) — небольшой генератор энергии, активирующий систему управления: приборную панель, рули, закрылки и пр. И часто бывает, что такая посадка заканчивается благополучно.

    Так было в 2009 г.: А310 при вылете из Нью-Йорка столкнулся со стаей казарок, и оба двигателя заглохли. Пилотам удалось благополучно посадить многотонную машину на реку Гудзон, и все 155 человек на борту, включая экипаж и пассажиров, благополучно спаслись. Высоты 975 м как раз хватило для того, чтобы развернуть лайнер и приводнить его, не задев моста. По этому случаю потом сняли художественный фильм «Чудо на Гудзоне». В Советском Союзе в 1963 г. Ту-124 благополучно сел на Неву, а всего в истории зафиксирован 21 случай вынужденного приводнения самолетов (в 10 случаях все уцелели).

    Летчик рассказал, как пилоты ориентируются в аэропортах во время руления самолета.

    Сесть на пустырь или поле гораздо сложнее: там играет роль рельеф местности. Посадка производится «на брюхо» без шасси, поскольку на кочках стойка шасси может врезаться в топливные баки, как было во время недавнего инцидента с Sukhoi Superjet 100-95B в Шереметьево. В таком случае топливо воспламеняется, и в салоне возникает пожар. Поэтому можно считать, что пилоты A321 совершили настоящее чудо.

    Почему двигатели не закрывают сеткой

    Возникает логичный вопрос: почему бы не закрыть двигатель сеткой, которая обезопасит его от попадания птиц? Такая решетка должна быть довольно толстой, чтобы выдержать сопротивление на скорости 800 км/ч, а это препятствует поступлению воздуха в двигатель, и самолет не может летать на высоте, где атмосфера разрежена. А если конструкция попадет в двигатель, она принесет гораздо больше разрушений, чем птица. К сожалению, минусов в такой защите больше, чем плюсов.

    7 самых бесящих типов пассажиров: откровения бортпроводников.

    Может ли птица разбить окно кабины?

    Риск такой есть, особенно от гусей и орлов весом от 5 кг, но он крайне низок. Окна в кабине сделаны из очень прочного трехслойного ламинированного акрила и стекла: они выдерживают град, встречный ветер и удары птиц. Многослойность обеспечивает герметичность обшивки и стекол даже в случае повреждения внешнего слоя. Перед взлетом пилоты включают обогрев окон, чтобы они стали более пластичными и лучше выдерживали удар.

    Какие средства защиты есть в аэропортах?

    На аэродромах и в самолетах установлены устройства, издающие отпугивающие птиц звуки. Для разгона пернатых стай используют пиротехнику и акустические пушки, но все равно до сих пор не найдено надежного средства для предотвращения столкновений.

    Не меньшую опасность представляют рукотворные летательные аппараты. Несмотря на очевидные риски для полетов авиалайнеров, любители запускают дроны в районах аэропортов. В 2018 г. из-за нашествия беспилотников на 36 часов была приостановлена работа лондонского аэропорта Гатвик, тогда отменили или перенесли почти 1000 рейсов. Небольшой квадрокоптер представляет еще большую опасность, чем птица: столкновение с ним с высокой вероятностью вызовет авиакатастрофу.

    Исследователи всего мира разрабатывают датчики, которые могут определить состояние самолета после столкновений с птицами и помочь принять решение о продолжении полета. Возвращение в аэропорт экономически невыгодно для авиакомпаний и неудобно для пассажиров, при этом не всегда необходимо. Системы контроля смогут также в случае серьезных повреждений передавать данные, чтобы техники на земле заранее готовились к их устранению.

    Пока не внедрены такие приборы, можно надеяться только на квалификацию пилотов и средства для распугивания пернатых.

    Зачем опускать подлокотники и следовать прочим предполетным правилам? Разбираемся.
    Быстрый переход наверх