
Потерянный багаж — страшный сон авиапассажира, ведь мало кто знает, куда бежать и что делать, если чемодан так и не появился на ленте. Это случается не так уж редко — в среднем с такой проблемой сталкивается один путешественник из 100, но есть авиакомпании, которые отправляют не туда 5 % сумок и рюкзаков. Паниковать не стоит: алгоритм «Тонкостей» поможет не растеряться в непредвиденной ситуации и сделать все, чтобы багаж вернулся домой.
1. Сообщить о пропаже
Если вы не дождались своего чемодана у багажной ленты, прежде всего нужно найти стойку Lost and Found (Поиск багажа). Она расположена в зоне прибытия и работает круглосуточно. В небольших аэропортах ее обычно нет, в этом случае обращайтесь к представителям авиакомпании или аэропорта.
На стойке пассажира попросят показать паспорт и посадочный талон с багажной квитанцией, а также предложат заполнить акт о потере багажа. В нем указывают имя и фамилию, номер рейса и направление, данные с багажной квитанции. Обязательно оставьте свои контакты — телефон, электронную почту и домашний адрес.
Акт заполняют в 2 экземплярах: один отдают сотруднику службы поиска багажа или представителю авиакомпании, другой оставляют себе. За границей этот документ заполняют по-английски.
Не теряйте его: если багаж повредят или не найдут, акт понадобится для взыскания компенсации.
2. Подождать
После того, как вы заявили о пропаже, остается только ждать. Статистика утешает: около 85 % потерянных при перелете вещей находят довольно быстро, в первые 5 дней. Предельное время ожидания — 3 недели. Если багаж найдут в рамках этого срока, пассажиру позвонят и доставят чемодан домой или попросят приехать за ним в аэропорт.
На сайтах некоторых авиакомпаний можно отслеживать статус поиска самостоятельно. Например, у «Аэрофлота» эта опция доступна в разделе «Проверить статус розыска багажа». Еще один вариант — узнавать о судьбе чемодана по телефону, указанному в акте или квитанции, которую выдают после оформления документов.
Если багаж не нашелся за 21 день, он считается не задержанным, а утерянным. Следующий шаг — обратиться в авиакомпанию с претензией, чтобы получить компенсацию.
3. Потребовать компенсацию
Заявление на получение компенсации за потерянный багаж пишется от руки, в свободной форме. В нем нужно указать свои имя и фамилию, телефон и домашний адрес, название авиакомпании, маршрут и номер рейса, банковские реквизиты для перевода денег. Важно подробно описать потерянный чемодан. К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы: копию паспорта и акта о потере багажа, оригиналы посадочного талона и багажной квитанции, чек об оплате билета. Если в багаже были дорогостоящие предметы, понадобятся и копии чеков на их покупку.
Пассажир имеет право потребовать возмещения ущерба в течение полугода для внутренних рейсов и в течение 18 месяцев — для международных перелетов. Авиаперевозчик должен рассмотреть претензию в течение 30 дней. Если ответа нет и деньги не возвращают, это повод подать иск в суд.
Получить компенсацию можно даже в том случае, если чемодан вернули, но вам пришлось покупать предметы первой необходимости: лекарства, средства гигиены, теплую одежду. В качестве подтверждения понадобятся чеки на эти товары. Заявление на возмещение ущерба стоит написать и при повреждении багажа. Это лучше сделать сразу, в аэропорту, обратившись к сотрудникам авиакомпании, которые должны выдать бланк и принять претензию.
Полезные советы
Чтобы свести к минимуму риск потери багажа и упростить его поиски, можно сделать следующее:
- Выберите чемодан яркой расцветки или наденьте на него необычный чехол, привяжите к ручке цветную ленточку: тогда другие пассажиры не примут его за свой, а найти нестандартную сумку смогут быстрее.
- Снимите с сумок багажные наклейки с прошлых рейсов, чтобы они случайно не улетели не туда.
- Наклейте на багаж бирку со своим именем, номером телефона, адресом электронной почты. Так сотрудникам аэропорта будет проще связаться с пассажиром, если придется искать багаж. Такую же бирку можно положить и в чемодан, поверх вещей.
- Положите в ручную кладь самое необходимое: деньги, документы, лекарства, сменную одежду, телефон с зарядкой. Если багаж потеряется, не придется покупать все это на месте.
- Приезжайте в аэропорт заранее, чтобы багаж успели погрузить в самолет: за 2 часа для внутренних рейсов и за 3 часа — для международных.
- Выбирайте рейсы со стыковкой хотя бы 2-3 часа: чаще всего багаж теряют именно во время пересадок, особенно в спешке, когда не хватает времени.



