Журнал/Что делать, если ваш багаж улетел не туда: пошаговая инструкция
ЖурналПолетели

Что делать, ес­ли ваш ба­гаж уле­тел не ту­да: по­ша­го­вая инструкция

 
Irene Miller / Shutterstock.com
    Журнал/Что делать, если ваш багаж улетел не туда: пошаговая инструкция
    Irene Miller / Shutterstock.com
    Потерянный багаж — страшный сон авиапассажира, ведь мало кто знает, куда бежать и что делать, если чемодан так и не появился на ленте
    Валерия Здир • 24 октября 2025

      Потерянный багаж — страшный сон авиапассажира, ведь мало кто знает, куда бежать и что делать, если чемодан так и не появился на ленте. Это случается не так уж редко — в среднем с такой проблемой сталкивается один путешественник из 100, но есть авиакомпании, которые отправляют не туда 5 % сумок и рюкзаков. Паниковать не стоит: алгоритм «Тонкостей» поможет не растеряться в непредвиденной ситуации и сделать все, чтобы багаж вернулся домой.

      1. Сообщить о пропаже

      Если вы не дождались своего чемодана у багажной ленты, прежде всего нужно найти стойку Lost and Found (Поиск багажа). Она расположена в зоне прибытия и работает круглосуточно. В небольших аэропортах ее обычно нет, в этом случае обращайтесь к представителям авиакомпании или аэропорта.

      На стойке пассажира попросят показать паспорт и посадочный талон с багажной квитанцией, а также предложат заполнить акт о потере багажа. В нем указывают имя и фамилию, номер рейса и направление, данные с багажной квитанции. Обязательно оставьте свои контакты — телефон, электронную почту и домашний адрес.

      Кроме того, нужно описать багаж: размер, цвет и марка чемодана, отличительные признаки, содержимое. Чем подробнее будет описание, тем больше шансов найти потерянные вещи.

      Акт заполняют в 2 экземплярах: один отдают сотруднику службы поиска багажа или представителю авиакомпании, другой оставляют себе. За границей этот документ заполняют по-английски.

      • Что делать, если ваш багаж улетел не туда: пошаговая инструкция 1
        Denys Kurbatov / Shutterstock.com
        /63/hh/63hho4hejfwokk8484g0s84c0.jpg

      Не теряйте его: если багаж повредят или не найдут, акт понадобится для взыскания компенсации.

      После того, как акт заполнен, можно сообщить о проблеме и в отделение авиакомпании. Некоторые перевозчики предлагают небольшую компенсацию за задержанный багаж или снабжают пассажира предметами первой необходимости.

      2. Подождать

      После того, как вы заявили о пропаже, остается только ждать. Статистика утешает: около 85 % потерянных при перелете вещей находят довольно быстро, в первые 5 дней. Предельное время ожидания — 3 недели. Если багаж найдут в рамках этого срока, пассажиру позвонят и доставят чемодан домой или попросят приехать за ним в аэропорт.

      На сайтах некоторых авиакомпаний можно отслеживать статус поиска самостоятельно. Например, у «Аэрофлота» эта опция доступна в разделе «Проверить статус розыска багажа». Еще один вариант — узнавать о судьбе чемодана по телефону, указанному в акте или квитанции, которую выдают после оформления документов.

      В соответствии с Варшавской конвенцией, авиакомпания должна привезти найденный багаж туда и тогда, где и когда пассажиру будет удобно. Но если представительства перевозчика в стране нет, придется ехать за вещами в аэропорт самостоятельно.

      Если багаж не нашелся за 21 день, он считается не задержанным, а утерянным. Следующий шаг — обратиться в авиакомпанию с претензией, чтобы получить компенсацию.

      • Что делать, если ваш багаж улетел не туда: пошаговая инструкция 2
        Aris Suwanmalee G / Shutterstock.com
        /ac/zg/aczgh2ri6fk844kgwk0okw80s.jpg

      3. Потребовать компенсацию

      Заявление на получение компенсации за потерянный багаж пишется от руки, в свободной форме. В нем нужно указать свои имя и фамилию, телефон и домашний адрес, название авиакомпании, маршрут и номер рейса, банковские реквизиты для перевода денег. Важно подробно описать потерянный чемодан. К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы: копию паспорта и акта о потере багажа, оригиналы посадочного талона и багажной квитанции, чек об оплате билета. Если в багаже были дорогостоящие предметы, понадобятся и копии чеков на их покупку.

      В электронном виде такие претензии не принимают, поэтому заявление и документы необходимо отправить на адрес авиакомпании по почте, заказным письмом.

      Пассажир имеет право потребовать возмещения ущерба в течение полугода для внутренних рейсов и в течение 18 месяцев — для международных перелетов. Авиаперевозчик должен рассмотреть претензию в течение 30 дней. Если ответа нет и деньги не возвращают, это повод подать иск в суд.

      Сумму компенсации рассчитывают на основе положений Монреальской или Варшавской конвенции. В России, Турции, ОАЭ, США и странах ЕС руководствуются первым документом, и сумма выплат по нему выше — до 113 тыс. RUB.

      Получить компенсацию можно даже в том случае, если чемодан вернули, но вам пришлось покупать предметы первой необходимости: лекарства, средства гигиены, теплую одежду. В качестве подтверждения понадобятся чеки на эти товары. Заявление на возмещение ущерба стоит написать и при повреждении багажа. Это лучше сделать сразу, в аэропорту, обратившись к сотрудникам авиакомпании, которые должны выдать бланк и принять претензию.

      • Что делать, если ваш багаж улетел не туда: пошаговая инструкция 3
        MAYA LAB / Shutterstock.com
        /bc/vi/bcvixbwv3e0ok4g0swc8gkocs.jpg

      Полезные советы

      Чтобы свести к минимуму риск потери багажа и упростить его поиски, можно сделать следующее:

      • Выберите чемодан яркой расцветки или наденьте на него необычный чехол, привяжите к ручке цветную ленточку: тогда другие пассажиры не примут его за свой, а найти нестандартную сумку смогут быстрее.
      • Снимите с сумок багажные наклейки с прошлых рейсов, чтобы они случайно не улетели не туда.
      • Наклейте на багаж бирку со своим именем, номером телефона, адресом электронной почты. Так сотрудникам аэропорта будет проще связаться с пассажиром, если придется искать багаж. Такую же бирку можно положить и в чемодан, поверх вещей.
      • Положите в ручную кладь самое необходимое: деньги, документы, лекарства, сменную одежду, телефон с зарядкой. Если багаж потеряется, не придется покупать все это на месте.
      • Приезжайте в аэропорт заранее, чтобы багаж успели погрузить в самолет: за 2 часа для внутренних рейсов и за 3 часа — для международных.
      • Выбирайте рейсы со стыковкой хотя бы 2-3 часа: чаще всего багаж теряют именно во время пересадок, особенно в спешке, когда не хватает времени.
      tabbar_no_yes
      Быстрый переход наверх