
Китайцы массово устремились в Россию в начале нулевых, после заключения между нашими странами соглашения о безвизовом режиме для коротких поездок. В Китае путешествие за границу могут позволить себе люди с определенным уровнем достатка, поэтому они, как правило, активно тратятся на шопинг. Хотя тут есть одна особенность — китайские группы всегда ходят с гидом. А тот, в свою очередь, водит их прежде всего по «проверенным» магазинам и ресторанам. Во многих случаях владельцы этих мест — тоже китайцы. Таким образом внушительная часть обменянных на рубли юаней возвращается обратно на родину, а гид исправно получает свои «комиссионные».
Где они шопятся?
Желающим посетить Россию китайцам предлагают часто туры, в которых делается большой акцент на шопинг. В этом случае они еще до поездки продумывают, что хотят купить, рассчитывают бюджет. Если группа состоит из обеспеченных граждан КНР, они закупаются в ГУМе, ЦУМе и прочих магазинах верхнего ценового сегмента. Туристы попроще удовлетворяются посещением «Охотного ряда».
Что берут?
В топ-3 русских покупок китайцев входят янтарь, изделия из меха и ювелирные украшения. Янтарь они называют северным золотом и верят в его целебные свойства. Туристы из Поднебесной берут браслеты, серьги, кулоны из этого камня, приобретают шкатулки, статуэтки, небольшие предметы интерьера.
К кондитерским изделиям китайцы довольно равнодушны: могут купить пакетик шоколадок «Аленка» в качестве экзотики, и на этом все. Они небольшие любители сладостей. Зато пару бутылок русской водки прихватят обязательно. Особой популярностью пользуется Beluga. Но берут они ее не для того, чтобы пить, а для подарков.
Наконец, еще одна востребованная группа российских товаров — косметика. Китайцы покупают средства для ухода за границей, потому что у них в стране высокие пошлины. Российская косметика им нравится за оптимальное соотношение цена-качество: некоторые туристы тратят на нее до 30 % отпускного бюджета.