Журнал/Что у пермяков с ушами и еще 6 поговорок, рассказывающих правду о россиянах
ЖурналТоже круто

Что у пермяков с ушами и еще 6 поговорок, рассказывающих правду о россиянах

 
    Журнал/Что у пермяков с ушами и еще 6 поговорок, рассказывающих правду о россиянах
    Иногда бывает так: пословицы как бы застревают во времени, трансформируясь в крылатые выражения, которые мы употребляем на автомате, не думая об их изначальном смысле

    По-настоящему народные пословицы и поговорки настолько точно отражают суть вещей, что иной раз диву даешься: в простые и меткие слова умещается характер целого народа или привычки жителей какого-нибудь города. Так что про мудрость многих поколений — это не просто слова. Другое дело, что иногда бывает так: пословицы как бы застревают во времени, трансформируясь в крылатые выражения, которые мы употребляем на автомате, не думая об их изначальном смысле. «Тонкости» подобрали несколько именно таких случаев.

    1. Москва слезам не потакает — все чужие

    Современный вариант поговорки всем известен: «Москва слезам не верит», давший имя одному из самых выдающихся фильмов советского кинематографа — о трех молодых провинциалках, приехавших покорять столицу. Ее современный смысл вполне прозрачен: хочешь добиться чего-то в Москве — иди и добивайся, а плакать и жаловаться нечего.

    Считается, что в своей изначальной форме поговорка появилась в период возвышения Московского княжества в 13 веке. В те далекие времена обложенные непосильной данью города направляли в Москву специальных ходоков-жалобщиков, которые падали в ноги князьям и сетовали на несправедливость. Последние злились и регулярно казнили просителей.

    2. Пермяк — соленые уши

    Дело совсем не в местном деликатесе — пельменях в форме ушей; все несколько мрачнее. С начала 16 столетия в Прикамье начали добывать соль. Работники трудились на промыслах по 11–12 часов в сутки, и у бедолаг, постоянно таскавших тяжеленные мешки по 80 кг, от соли разъедало уши — они краснели и чесались. Вот и закрепилось за пермяками это прозвище.

    3. Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец

    Мы знаем это выражение в усеченном варианте: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Так иронически говорят про человека, берущегося слишком уж за многое разом (ну или просто о ком-нибудь разносторонне одаренном). В своей изначальной форме фраза возникла во времена становления донского казачества: переселенцы, из которых впоследствии сформировалось сословие, в прямом смысле должны были обладать самыми разнообразными навыками. И тогда было не до сарказма — речь шла о выживании.

    4. Незваный гость хуже татарина

    Исключительно неполиткорректная и, прямо скажем, обидная пословица — но к современным татарам она не имеет никакого отношения. Речь в ней идет о татаро-монгольском нашествии, то есть по-хорошему следует говорить так: «Незваный гость хуже татаро-мон...» блин, так же еще и монголы могут обидеться!

    5. Моя хата с краю — ничего не знаю

    Сегодня эта присказка употребляется во всем понятном переносном смысле. Но изначально все было буквально: прибыв на хутор, новоселы строили себе дома на окраине (то есть там, где было место), не сразу знакомились с местными и долго не вникали во все местечковые нюансы. Отсюда и «хата с краю».

    Другая версия пословицы: «Моя хата с краю — первым врага встречаю». Согласитесь, смысл меняется радикально.

    6. Сибирь — золотое дно

    Часто что-то прибыльное называют «золотым дном». В царской России так говорили конкретно о Сибири, которая на протяжении многих веков была неисчерпаемым источником ценных ресурсов: оттуда везли пушнину и золото. Сегодня регион не утратил своего значения. Нефть, газ, драгоценные металлы и алмазы, наверное, там никогда не закончатся.

    7. Кострома — блудливая сторона

    Этой поговоркой знающего костромича не заденешь, хоть и звучит она... неоднозначно. Даже столетия спустя после утверждения христианства в некоторых частях России остались сильны языческие традиции. Например, в Костромской и Ярославской губерниях, где почитали древних богов плодородия. Церковь именовала это не иначе, как «блудом», а сами жители Костромы говорили о себе так: «Кострома — веселая сторона».

    Знаете годную пословицу, которую мы постыдно прозевали? Обязательно расскажите ее в комменте!

    Тонкости ТуризмаТонкости Туризма