
Прогуливаясь по залам Лувра, Третьяковки, галереи Уффици и других сокровищниц мира, посетители наверняка задумываются о том, насколько тщательно охраняют размещенные там экспонаты. И часто ошибаются, потому что история знает достаточно случаев, когда легендарные полотна похищали из музеев так легко, словно речь шла о яблоках в саду, а не о ценностях стоимостью в миллионы долларов. Удивленные такой безалаберностью «Тонкости» откопали в архивах сразу пять ограблений крупнейших музеев — дерзких и местами загадочных.
1. Музей современного искусства, Франция
К этому парижскому ограблению, как считает полиция, был причастен... Спайдермэн. Но не американский герой комиксов, а сербский грабитель Вьеран Томич, якобы умеющий карабкаться по стенам как заправский Человек-паук. В 2010 г. он и его сообщники проникли в Музей современного искусства Парижа, предварительно отключив камеры и убедившись, что сигнализация не работает из-за ремонта. Грабители выбрали — с изрядным вкусом — по одному полотну Матисса, Брака, Модильяни, Пикассо и Леже — и скрылись с ними, не замеченные охраной.
2. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, США
Бостонский музей стал сценой для одного из самых безупречно исполненных ограблений 20 века. Разыграно все было как в бюджетном голливудском фильме: грабители приехали в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер под видом полицейских, в накладных усах и с фальшивыми удостоверениями. Сообщили, что их вызвали по поводу беспорядков, потом связали охранников и всего за час вынесли 13 экспонатов.
3. Эрмитаж, Россия
В этой истории неоднозначно все: начиная с того, кто был реальным заказчиком и исполнителем ограбления, и заканчивая предметом кражи. Специалисты до сих пор гадают, зачем нужно было похищать из Эрмитажа не самое известное в культурной среде полотно Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме», если в сокровищнице полно картин поинтереснее.
Картину просто вырезали из рамы и вынесли из Эрмитажа в разгар обычного дня. Сигнализация не сработала, подозрительных личностей в тот день никто не заметил. Вернулось полотно на место при не менее странных обстоятельствах: его просто передали сложенным вчетверо, как старую газету, через представителей российской компартии.
4. Музей Боде, Германия
Вынести почти невесомые картины из музея — дело, как видно, не такое уж сложное. Но, оказывается, так же запросто можно похитить экспонат более увесистый. Например, монету «Большой кленовый лист» весом в 100 кг. Ее вынесли — а возможно, отчасти даже укатили — из немецкого Музея Боде четыре сообщника. В арсенале у них были лестница, по которой они влезли в окно, топор, которым было разбито пуленепробиваемое стекло (как?!), тележка, на которой экспонат увезли из музея, и феерическая наглость, с которой преступники провернули дело.
Что еще почитать по теме
- Почему иностранцы купаются не в море, а в бассейнах?
- Маркус любит Спендузу: что писали на стенах в Древнем Риме
- Правда ли, что китайцы боятся моря?
5. Музей Мохаммеда Махмуда Халиля, Египет
Во дворце Мохаммеда Махмуда Халиля в Каире хранятся полотна общей стоимостью свыше миллиарда евро. Но таинственного преступника в 2010 г. привлекло только одно из них — «Маки» Винсента Ван Гога, его, кстати, уже похищали в 1978 г. Странность преступления 21 века заключается в том, что обвинить оказалось особо некого: за тот промежуток времени, в который пропала картина, в музее побывало всего с десяток человек. Подозрение пало на парочку итальянцев, но доказать их вину не удалось. И где ныне цветут «Маки» Ван Гога, неизвестно.