ЖурналШарим

    Компенсация за задержку рейса: что и как получить

     
    Журнал/Компенсация за задержку рейса: что и как получить — «Тонкости туризма» делятся секретами. Подробные инструкции, важные лайфхаки и все, что нужно знать о мире туризма — на страницах «Тонкостей».
    Анастасия Лебедева • 8 декабря 2019

    Билеты куплены, чемоданы собраны, впереди путешествие, вокруг уже шумит и суетится аэропорт... И вдруг — как гром среди ясного неба: рейс задерживается или, и того хуже, отменен. Главное, не поддаваться панике и помнить о своих потребительских правах: во время долгого ожидания перевозчик обязан предоставить пассажирам комфортные условия и позаботиться о том, чтобы они благополучно добрались до пункта назначения, а после — еще и компенсировать моральный и материальный ущерб. Разберемся:

    • кому и когда полагается компенсация,
    • как ее получить
    • и на какую сумму рассчитывать.

    Законодательные основы

    Ключевой документ, определяющий порядок выплаты компенсаций за задержку и отмену рейсов, — Регламент ЕС261/2004 (оф. сайт на англ.), принятый Европарламентом и Советом ЕС для защиты прав пассажиров.

    Важный нюанс: действие Регламента распространяется лишь на авиакомпании, зарегистрированные на территории Евросоюза (откуда осуществляется вылет — значения не имеет), а также на рейсы любых перевозчиков, стартующие из европейских аэропортов. Иными словами, если «Австрийские авиалинии» везут из Москвы в Вену или «Россия» — из Парижа в Санкт-Петербург, правила ЕС261 в силе.

    Монреальская конвенция обязывает перевозчиков, по вине которых отменили или задержали рейс, возмещать сопутствующие расходы: траты на такси, питание, предметы первой необходимости во время вынужденного ожидания. Сумма возврата устанавливается индивидуально, для подтверждения нужны чеки и квитанции.

    Путешественников, летающих с отечественными авиакомпаниями в России и за пределами Европы, страхуют Федеральные авиационные правила, Воздушный кодекс РФ и закон «О защите прав потребителей».

    В каких случаях полагается компенсация, или Ответственность авиаперевозчика

    Если в расписании перелетов произошла нестыковка, экипаж или самолет оказались не готовы к вылету или на рейс продали больше билетов, чем может вместить судно, авиакомпания несет полную ответственность и обязуется возместить ущерб.

    Овербукинг — явление частое, ведь по статистике 5 % пассажиров не приходят на регистрацию, а терять прибыль не хочет никто. На чартерных рейсах, наоборот, нередко не набирается нужное количество человек, и тогда их отменяют ввиду невыгодности. Компенсация полагается и в других случаях, когда перевозчик не способен доказать влияние непреодолимых обстоятельств. Авиакомпании должны оповещать пассажиров обо всех изменениях в графике по SMS или электронной почте, а также выводить информацию на табло и делать своевременные объявления в аэропорту. При раннем оповещении (за 14 дней до вылета) можно вернуть деньги за билет или полететь другим предложенным рейсом, а вот компенсации, скорее всего, не будет.

    Однако причина большинства задержек — неподходящие метеорологические условия: сильный ветер, туман, осадки, угрожающие безопасности полета. Рейсы откладываются, а пассажиры не вправе требовать выплат, ведь погода — штука непредсказуемая и не поддающаяся человеческой воле. Кроме того, вне зоны ответственности перевозчика форс-мажоры (теракты, военные действия, стихийные бедствия, эпидемии, беспорядки и т. д.) и требования госорганов.

    Если рейс задерживают из-за срочного устранения технических неполадок, компания тоже не виновата, а вот забастовки сотрудников с недавних пор перестали считать непредвиденным обстоятельством, освобождающим от выплат.

    Что можно требовать сразу

    Если рейс отменили, перевозчик должен предложить альтернативный вариант с тем же пунктом назначения. Маршрут, количество пересадок и авиакомпания могут измениться, но класс билета остается прежним или повышается без взимания разницы в цене. В безвыходных ситуациях, когда пассажиру бизнеса приходится лететь в экономе, ему возмещают 30–75 % стоимости билета.

    Если приземляться предстоит в другом аэропорту (например, в лондонском Хитроу вместо Гатвика), перевозчик покроет еще и расходы на трансфер до первоначального аэропорта прибытия или близкой к нему точки.

    Предоставление альтернативного рейса, соответствующего требованиям Регламента, освобождает авиакомпанию от выплаты компенсации. Так, если пассажира оповестили о замене за 7–13 дней до вылета, альтернативный борт должен стартовать не раньше, чем за 2 часа до изначально запланированного времени, а приземляться — не позднее, чем через 4 часа. При оповещении менее чем за неделю допустимое время опережения вылета — 1 час, задержки прилета — 2 часа.

    В случае отсрочки рейса необходимо обратиться к сотрудникам авиакомпании: они уточнят причину и проставят в билете соответствующую отметку либо выдадут письменное подтверждение. Нельзя принимать какие-либо ваучеры и подписывать странные документы — впоследствии может оказаться, что это лишает компенсации.

    • Мужчина, авибилеты и часы
      /d7/uf/d7ufvtivyuosg4s4ogc4w80oo.jpg

    Что положено при длительном ожидании рейса

    Независимо от того, по чьей вине произошла проволочка, перевозчик обязан предоставить пассажирам комфортные условия пребывания в аэропорту. Багаж можно сдать в камеру хранения бесплатно, детям до 7 лет и сопровождающим их взрослым — отдохнуть в комнате матери и ребенка.

    Путешественникам положены 2 бесплатных телефонных звонка (либо столько же факсимильных или интернет-сообщений), при задержке от 2 часов — прохладительные напитки, от 4 часов — горячее питание (дальше должны кормить каждые 6 часов). Если ждать предстоит больше 8 часов (ночью — больше 6), людей обязаны бесплатно разместить в гостинице, оплатив проезд до нее и обратно, а также покупку предметов первой необходимости.

    Если авиакомпания не предоставляет перечисленные услуги, пассажир может оплатить их самостоятельно, сохранить все чеки, а в дальнейшем потребовать возмещения затрат.

    На какую сумму рассчитывать

    Регламент ЕС261 четко прописывает размеры компенсаций в зависимости от продолжительности задержки рейса и его дальности:

    • задержка более 3 часов, расстояние между пунктами отправления и назначения менее 1500 км — 250 EUR
    • более 3 часов, более 1500 км — 400 EUR
    • 3-4 часа, более 3500 км — 300 EUR
    • более 4 часов, более 3500 км — 600 EUR

    Перелеты «Аэрофлота», S7, «Уральских авиалиний» и других российских операторов регулируются Федеральными авиационными правилами, предусматривающими штрафы в размере 25–50 % от МРОТ за каждый час задержки (в общей сложности не больше половины стоимости билета) и компенсации пассажирам из расчета 3 % от стоимости билета за каждый час опоздания.

    Как добиться компенсации

    При отмене рейса пассажир вправе требовать полного возврата стоимости авиабилетов, в том числе пересадочных и обратных. Даже если один сегмент маршрута уже использован, но задержка или отмена мешают достичь пункта назначения (к примеру, пассажир рейса Екатеринбург — Рейкьявик со стыковками в Москве и Хельсинки добрался до российской столицы и «завис»), можно получить возмещение средств за все сегменты в билете.

    Право претендовать на компенсацию сохраняется в течение 2-6 лет в зависимости от страны вылета. При переносе рейса, укоротившем путешествие, можно вменить перевозчику еще и затраты на неиспользованные услуги: заранее оплаченные экскурсии, жилье и т. п.

    Первый шаг к возмещению средств — подача претензии на имя авиакомпании и отправка заказным письмом на юридический адрес. Претензии по внутренним российским рейсам рассматривают согласно отечественным законам, по международным рейсам — в соответствии с законами страны вылета (претензию необходимо оформлять на языке этой страны).

    • Недовольная девушка с бумажным самолетиком
      /0m/vr/0mvrzhzsbcbkg0k4g48w808cw.jpg

    На сайтах многих авиакомпаний есть специальные формы для заполнения (см. разделы «Помощь», «Контакты», «Жалобы», «Обратная связь»). Если таковых нет, достаточно составить претензию в свободной форме, описав все обстоятельства произошедшего. Копию претензии и подтверждение ее отправки лучше сохранить на случай дальнейших разбирательств.

    К претензии нужно приложить доказательства: копии авиабилетов или посадочных талонов с отметками о задержке или отмене вылета, письменные подтверждения перевозчика, чеки на сопутствующие расходы (из кафе, ресторанов, гостиниц, транспорта и т. д.), подтверждения прочих убытков и морального вреда (неиспользованные, но оплаченные бронирования, билеты на экскурсии и мероприятия, приглашения и пр.).

    Авиакомпания должна дать ответ в течение 30 дней с момента получения претензии. При успешном исходе деньги перечисляются на банковский счет заявителя через 2-6 месяцев, выплачиваются наличными или ваучерами на будущие полеты (с согласия пассажира). Если ответа нет или результат неудовлетворителен, можно обратиться в общество защиты прав потребителей, а затем в суд.

    Зачем обращаться за помощью к посредникам

    Отстаивать собственные права почти всегда хлопотно, долго и волнительно: нет никаких гарантий, что средства вернут своевременно и без бюрократических проволочек. К тому же, придется потрудиться над составлением претензии, грамотно и полно описать причину обращения, в случае необходимости перевести документ на язык страны вылета. Если же дело дойдет до суда (особенно европейского), процесс и вовсе может затянуться на годы и серьезно ударить по бюджету.

    • Туристка ожидает свой рейс
      /5n/b3/5nb3d3as3tcs8s444g4wwggws.jpg

    На сайте Compensair можно быстро проверить свой рейс (в базе данные за последние 6 лет), рассчитать возможную компенсацию, подать заявку с информацией о рейсе и номером билета или бронирования, прикрепив форму согласия на представление интересов и копию удостоверения личности. Дальше за дело берутся юристы: анализируют конкретный случай, изучают прецеденты, готовят аргументацию и ведут переговоры с авиакомпанией, а если компромисс невозможен, обращаются в суд и добиваются возмещения средств.

    Все судебные издержки Compensair берет на себя, даже когда процесс ведется за пределами России. Если в возмещении средств все-таки отказано (хотя таких случаев мало), пассажир ничего не платит сервису. При положительном исходе посредник удерживает комиссию в размере 25 % от полученной компенсации.

    Airhelp работает по похожей схеме: юристы подготавливают необходимую документацию, составляют обращение и взаимодействуют с авиакомпанией вплоть до принятия решения. Достаточно ввести данные о рейсе, и эксперты уточнят причину отмены или задержки, рассчитают сумму компенсации и запустят механизм возврата. На сайте собрана актуальная информация о правах авиапассажиров и различных видах компенсаций (за отказ в перевозке, задержку багажа и т. д.). Комиссия за успешный исход — 35 % от выданной авиакомпанией выплаты, за ведение дела в суде — еще 15 %, но затраты оправданы: благодаря Airhelp более 16 млн пассажиров со всего мира получили то, что причитается им по закону.

    Быстрый переход наверх