Несомненно, что Гандзасарский монастырь - памятник культуры Кавказской Албании, а вовсе не армян-хаев. И это подтверждается историческими неопровержимыми фактами. В конце XIV – начале XV века монастырь Гандзасар стал кафедрой Албанских католикосов и Албанский Католикосат стал именоваться Гандзасарским.
К сожалению, ныне Гандзасарский монастырский комплекс, как и множество других храмов, находящихся на азербайджанской территории, подвергся многочисленным изменениям, перестройкам – «реставрациям», целью которых была арменизация этого албанского духовного культурно-исторического наследия. Поэтому о первоначальном состоянии и значении Гандзасара мы можем судить только по древним рукописям, а также старым исследованиям и книгам. Интересные фрагменты по истории Гандзасарского патриархата собраны в книге И.А.Орбели «Избранные труды», изданной в Ереване. К примеру, Орбели пишет: «Северной Армении, вернее – захваченных армянскими феодалами южных областей Албании, как нынешний Нагорный Карабах, и, в частности, район, примыкающий к Гандзасару…».
В своих трудах И.Орбели констатирует, что в Гандзасаре на надгробиях и надписях упоминаются имена албанских патриархов, князей и известных людей. Большое внимание в своих трудах И.Орбели уделяет личности и периоду правления албанского правителя, князя Хаченского Гасан (Хасан) Джалала. В XII–XIII вв. в Карабахе в албанской области Арцах, возвысилось Хаченское княжество, которое, по словам акад. И. А. Орбели, «было частью древней Албании». Правителем Хаченского княжества становится Хасан Джалал, являвшийся потомком албанских Михранидов. В армянских, грузинских и персидских синхронных источниках, а также в эпиграфических надписях, Хасан Джалал наделен высокими титулами – «князь князей», «царь Албании», «великий окраинодержатель Албании». Сам Хасан Джалал титуловался царем, самодержцем. Время правления Хасана Джалала можно считать периодом экономического, политического и культурного возрождения Албании. Этот подъем отразился в литературе, гражданском строительстве, архитектуре, в создании культовых сооружений. Хасаном Джалалом был построен монастырский комплекс Гандзасар. Древний же монастырь Гандзасар существовал задолго до Хасана Джалала и был родовой усыпальницей Хаченских владетелей – Джалалидов. Там же похоронен сам Хасан Джалал. С 1216 по 1238 гг. Хасаном Джалалом был построен по настоянию албанского патриарха Нерсеса Гандзасарский собор, который сам Хасан Джалал назвал «престольным собором Албании». В Гандзасаре похоронены почти все поздне-албанские католикосы-патриархи, о чем свидетельствует эпиграфика на надгробных плитах, датированная до самого 1828 г.
У князя Хасана Джалала Давла были братья Закария Наср Давла и Иванэ Атабег. Как видим, их имена и указание на род Атабеков Азербайджана ясно дает понять, что этот княжеский род не имеет отношения к армянам. Известный французский кавказовед XIX века Сен- Мартен тоже писал о том, что братья и окружение Хасана Джалала относились к роду Ильдегизидов – Атабеков Азербайджана.
В статье И. Орбели «Хасан Джалал, Князь Хаченский» отмечается, что Гандзасарский монастырь (строился в 1216-1238 гг.) был освящен в 1240 году в присутствии католикоса Албании Нерсеса.
Вот некоторые надписи на надгробных камнях: «Сия есть могила Григория, католикоса Албанского в 1102 (1653) году»; «Сия могила Еремин католикоса Албанского из рода Джалал Долы в 1149 (1700)году»; «Сия есть могила Есайи католикоса Албанского… 1177 (1728)». Даже в конце XVII в. местное население называло Гандзасар албанским. Священник из села Талыш Апав, восстановив крыши монастыря, оставил там надпись, которая гласит: «…на наши праведные средства построили в святом престоле Албанского Гандзасара крыши и разрушенные стены церквей».
15 ноября 2020