Аренда автомобилей — краткий ликбез

Аренда автомобилей — краткий ликбез — практические статьи о прокате автомобилей в разных странах на «Тонкостях туризма»

Впервые арендуя авто за границей, турист неизбежно сталкивается с массой вопросов: выбор агентства, подсчет стоимости, оформление страховки, алгоритм действий в случае ДТП. Правила проката разнятся от страны к стране, но общие моменты выделить можно. К примеру, лицам моложе 18 лет — пусть даже руль они крутят с младенчества — автомобиль не дадут ни в одной точке мира. Машину следует проверять на предмет повреждений, дабы не оказаться виновным в фиктивном ДТП. А еще стоит вооружиться правами международного образца, даже если где-то просят только российские.

Необходимые документы

Для аренды авто за рубежом требуются загранпаспорт и оригинал действительных водительских прав. В некоторых странах, особенно за пределами Европы, могут попросить оставить паспорт в залог, но делать этого решительно не рекомендуется.

В международных конторах требуют кредитную карту с суммой, достаточной для залога, дебетовая может не подойти. Местные же прокатчики зачастую довольствуются наличными.

Права должны быть международными: их легко получить в любом региональном отделении ГИБДД, предоставив оригинал национального удостоверения и оплатив госпошлину 1600 RUB. Российские права нового образца, выдаваемые с 2011 г., соответствуют всем стандартам Венской конвенции, а посему действительны в 80 странах, ратифицировавших ее, — дополнительной «корочки» не требуется. Кстати, местным прокатчикам на Балканах, в Северной Африке, Латинской Америке и даже Западной Европе вполне хватает российских прав старого образца, но полиция на дороге все равно требует международные.

Возраст водителя

Минимально допустимый возраст арендатора — 18 лет, стаж за рулем — не менее года, в большинстве случаев — от 2 лет. И если на водительский опыт порой могут взглянуть сквозь пальцы, то на возраст глаза не закроют: при ДТП с участием несовершеннолетнего водителя агентству грозит лишение лицензии.

В некоторых европейских странах — в частности, в Эстонии или Норвегии — взять машину напрокат могут лица не моложе 19 лет. В Финляндии, Швейцарии и Болгарии авто выдают водителям от 20 лет, в большинстве прочих европейских государств (например, во Франции) — от 21 года, в Люксембурге — от 23. Есть также возрастные ограничения при прокате определенных марок — как правило, представительского и эксклюзивного классов. Машину «с именем» вряд ли сдадут в аренду соискателю младше 25 лет со стажем менее 3 лет.

Преимущество европейских операторов — разветвленная сеть офисов: получить автомобиль можно в одной стране, а сдать — в другой.

Правила получения и сдачи авто

В любой стране мира работают как международные, так и местные прокатчики. Международные — Avis и Hertz (самые маститые и дорогие), Sixt, Europcar, Budget, Alamo — гордятся репутацией и гарантируют качество услуг: немудрено, что расценки у них выше, а правила строже. У местных контор машины дешевле, отношение к соискателям лояльнее, но автопарк поскромнее, да и рисков, как ни крути, больше. Удобнее всего использовать сервисы-агрегаторы: к примеру, на Rentalcars легко отыскать авто нужной марки в любой точке мира (в партнерах — 900 агентств из 160 стран), и зачастую даже дешевле, чем при аренде напрямую.

Если на кузове есть потертости, царапины и иные повреждения, нужно сфотографировать их и уведомить прокатчика до начала поездки.

При предварительном бронировании через сайты агентств необходимо указывать пункты приема и сдачи машины. Преимущество европейских операторов — разветвленная сеть офисов: благодаря шенгенскому режиму можно получить автомобиль, скажем, в Германии, а сдать — в Италии. Однако за несовпадение начального и конечного пунктов порой взимается наценка, зависящая от расстояния «пробега». Если машина берется на три дня и более, ее, как правило, принимают в другом городе без дополнительной платы. Имеет значение и время возврата: за лишний час придется платить, как за целые сутки.

В Европе принято брать машину с полным баком и возвращать с таким же: не заправившись перед сдачей, можно схлопотать штраф.

Оплата и залог

При интернет-бронировании нужная сумма либо полностью списывается с банковской карты, либо частично блокируется на счете. Некоторые агентства смягчают условия: предварительная плата не взимается вовсе, а отмена без штрафа возможна хоть за сутки до предполагаемого начала аренды.

Большинство прокатчиков требуют залог: на банковской карте замораживается определенная сумма (200-3000 EUR), которую возвращают после сдачи целой и невредимой машины. Постепенно эта практика уходит в прошлое: почти все автомобили оборудованы GPS, вычислить водителя-иностранца нетрудно, а полное страхование покрывает ущерб и от серьезного ДТП, и от кражи.

Выгоднее всего бронировать автомобиль заранее и на несколько дней подряд.

Еще одна статья расходов — суточный лимит на пробег, устанавливаемый многими прокатчиками. Каждый км сверх этого лимита оплачивается дополнительно (средний тариф — 0,20-0,50 EUR за 1 км), так что если поездка предстоит долгая, лучше выбрать авто с безлимитным пробегом, пусть и заплатив за него чуть больше. Многие компании взимают штраф за курение в салоне (стандарт — 50 EUR). Детское кресло, как правило, устанавливают за дополнительную плату (3-10 EUR в день).

Страховка и ДТП

Страховка автомобиля чаще всего входит в стоимость аренды. Большинство агентств страхуют свой автопарк по полному пакету, включая повреждения, угон, пожар и т. п. Однако иногда в стоимость проката входит только базовый пакет, а покрытие полного (предусматривающего, к примеру, угон) предлагают оплатить дополнительно. Тут все зависит от локации: если ситуация на дорогах и общий уровень безопасности в стране оставляют желать лучшего, разумнее раскошелиться на страховку, чем потом разгребать последствия.

При оформлении стоит обратить внимание на франшизу — сумму, которую в случае чего потребуется выплатить самостоятельно. Все, что сверх нее, покроет страховщик.

При попадании в ДТП необходимо немедленно известить прокатчика и следовать его указаниям. Процедура стандартна: на место прибывает дорожная полиция, оформляет документы, и лучше не пробовать «договориться» — не зная законов иностранного государства, легко нарваться на еще более серьезные неприятности.