
Паблик-арт фестиваль «Смена» с темой «Человек градообразующий» в 2025 г. прошел в 11 регионах России — от Крайнего Севера до Дальнего Востока. Новые муралы в 15 городах и поселках стали результатом исследования региональных особенностей и индустриального контекста. Несмотря на то, что в первую очередь они создавались для взгляда местных жителей, организаторы фестиваля — куратор «Смены» Владимир Абих и команда Фонда Мельниченко — не сомневаются, что эти работы станут новыми точками притяжения и для путешественников со всей страны.
1. Денис Денди. «Источник»
- Саган-Нур, Республика Бурятия
В шахтерском поселке Саган-Нур благодаря фестивалю появилось сразу 5 муралов, и один из самых эффектных — авторства уличного художника Дениса Денди. Он часто работает с объемом и архитектурной средой, использует оптические иллюзии и 3D-графику. Художник изобразил руки рабочего: они излучают энергию. Персонаж из металла в правом нижнем углу символизирует автоматизированный труд, и его небольшой размер указывает на то, что главным созидателем остается человек.
2. Станислав Метельский. «Разрезая тьму»
- Бородино, Красноярский край
Рабочие руки часто становятся центром композиции в муралах первого сезона «Смены». Станислав Метельский подчеркивает именно руки на портрете горняка-шахтера — из раскрытых ладоней исходит свет и тепло. Герой мурала — средоточие не только физической силы, но и энергии, способной преображать мир. Монументальная фигура будто высечена из угля, а геометричный фон отсылает к пластам породы.
3. Ирина Стрельникова. «День в Лучегорске»
- Лучегорск, Приморский край
Комикс-рассказ о городе нарисовала самая молодая участница фестиваля — студентка третьего курса Школы дизайна НИУ ВШЭ Ирина Стрельникова, победившая в опен-коле. Яркий мурал показывает Лучегорск глазами ребенка, любопытного и внимательного к деталям. В центре композиции — электростанция и перевозящий уголь поезд, а индустриальный пейзаж окружают сцены повседневной жизни, цветные персонажи, редкие виды местных животных и растений.
4. Василий Базелевс. «Место, где вырос город»
- Черногорск, Республика Хакасия
Придумывая эскиз для конкурса, Василий Базелевс изучал историю Черногорска на сайте городского краеведческого музея и обнаружил «Геологическую карту и карту полезных ископаемых дочетвертичных образований» 1959 г. Градусную сеть линий, цвета и графические элементы художник перенес на стену. Фраза «Место, где вырос город» тоже заимствована с фотоснимка из музея. Через архивные материалы автор осмысляет ландшафт, течение времени, память и истоки города, который местные жители с незапамятных времен иронично называют «Чикаго».
5. Артем Стефанов. «Вот мы и встретились»
- Ванино, Хабаровский край
Моряки во всем мире используют флаги разных расцветок, чтобы подавать сигналы другому судну или посылать сообщения на берег — и каждому флагу соответствует буква на тот случай, если нужно произнести слово. Художник Артем Стефанов пошел еще дальше и зашифровал в своем мурале целую фразу: VOT MY I VSTRETILIS, теплое приветствие для кораблей, заходящих в порт Ванино. Стефанов создает оптический эффект «разобранного» фасада: цветные флаги стали гранями кубиков, или грузовых контейнеров — это тоже прямая отсылка к портовой жизни.
6. Вася Кармазин. «Покоритель глубин»
- Назарово, Красноярский край
Работа в Назарове в рамках фестиваля «Смена» стала для книжного иллюстратора Васи Кармазина первым в жизни муралом — и рисовал он его не баллончиками, а кистями. Получился собирательный образ инженера, шахтера и космонавта, символизирующий стремление к открытиям и новым знаниям, как в звездное пространство — так и в глубину угольных шахт. Сегодня на Международной космической станции работает космонавт Кирилл Песков, который жил в Назарове в школьные годы; этот факт тоже повлиял на работу художника, которая создавалась на фасаде гимназии.
7. Кирилл Ведерников. «Человек, держащий солнце»
- Рефтинский, Свердловская область
Для Кирилла Ведерникова «человек градообразующий» — это созидатель, творец мира вокруг. Художник изображает огромную фигуру человека, который поднимает над горизонтом солнце, символ жизни и энергии. Таким же символом, только рукотворным, становится электростанция на фоне: это Рефтинская ГРЭС. Начав свой путь с граффити, через индустриальную графику и живопись Ведерников пришел к монументальному искусству; в его творчестве переплетены авангард, древнерусская иконопись и немецкая готика.
8. Nadya.O. «Добыча»
- Дубинино, Красноярский край
Мурал уличной художницы Nadya.O построен вокруг добычи каменного угля: здесь шахтеры и сцены их трудовой жизни, детали оборудования и весь массив угольного разреза. В верхней части стены можно увидеть окаменевший след древнего растения — это отсылка к доисторическим лесам, некогда покрывавшим Землю и ставшим основой угольных пластов. Другой, почти невидимый слой этой работы — детские рисунки, которые художница часто включает в свои муралы-коллажи.
9. Илья Мозги. «И все цвета, запахи и звуки счастья»
- Березники, Пермский край
Название мурала — строки из повести «Зернышки спелых яблок» поэта и писателя Алексея Решетова. Почетный гражданин своего города и заслуженный работник культуры, он всю жизнь прожил в Березниках и 26 лет проработал на калийном комбинате. Помимо обращения к литературному наследию региона, художник воспевает уральскую природу: мальчик из повести смотрит на Каму, яркую зелень деревьев, голубое небо. Здесь соединены вместе и образ детства, и память о родном крае.
10. Алексей Бархан. «Центральный, 4»
- Саган-Нур, Республика Бурятия
На мурале Алексея Бархана рядом два героя, реальный и мифологический. Первый — шахтер-исполин, который оглядывает окрестности; большая часть жителей Саган-Нура занята в угольной промышленности. Второй герой — сапсан, обитающий в окрестностях поселка. Птица спустилась на капот рабочей машины, и ее перо парит рядом как напоминание о силе природы и древнем волшебстве, которое никуда не уходит из этих мест.
Команда фестиваля «Смена» уже готовится к следующему году — за объявлением опен-кола и подробностями нового сезона можно следить на сайте проекта. Больше городов, художников и их историй — в телеграм-канале «Смены».










