Журнал/Ностальгия по СССР: что из советского наследия стало трендом за границей
ЖурналТоже круто

Ностальгия по СССР: что из со­вет­ско­го на­сле­дия ста­ло трен­дом за границей

 
    Журнал/Ностальгия по СССР: что из советского наследия стало трендом за границей
    «Тонкости» сделали подборку вещей из Советского Союза, которые поставлялись на экспорт
    Игорь Синельников • 13 марта 2025

    СССР отличался крайне развитой промышленностью. В стране умели производить все: от продуктов и предметов быта до сложнейшей техники. Многие товары очень ценились за границей, и, несмотря ни на какой железный занавес их поставляли в огромных масштабах, часто в ущерб интересам своих же граждан. «Тонкости» сделали подборку вещей из Советского Союза, которые поставлялись на экспорт.

    Алкоголь

    Эта страница может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.


    Алкогольные напитки пользовались большой популярностью в Советском Союзе. О причинах этого явления можно говорить бесконечно долго. Скажем только, что их производили не только для внутреннего рынка. Например, иностранцы с большим удовольствием закупали у СССР водку. Крепкий напиток поставляли тоннами в самые разные страны, включая европейские государства и США. Марочные вина и коньяки тоже пользовались спросом, хотя и экспортировались в куда меньших объемах. И до сих пор советское наследие можно встретить в алкогольных картах ресторанов по всему миру.

    • Фляжка с гербом СССР
      /9r/5w/9r5wwhanj0w84s8ws4sooso8k.jpg

    Автомобили

    Автопром в СССР был очень развитой отраслью. Советские автомобили не отличались высокой надежностью, зато обладали предельно простой конструкцией. В случае поломки их было очень легко отремонтировать с помощью подручных средств.

    Купить автомобиль советскому человеку было крайне сложно. Несмотря на это, заводы вовсю работали на экспорт машин в другие страны. Экспортные машины проходили больший контроль качества, чем автомобили для внутреннего рынка. Нередко иностранные дилеры самостоятельно модифицировали советские авто, в том числе добавляя магнитолы, изменяя внешний вид приборной панели и укладывая под ноги красивые коврики.

    Автомобили, поставляемые в страны с левосторонним движением, выполнялись с правым рулем. В одну только Великобританию в 1980-е гг. поставлялось несколько десятков тысяч праворульных «Лад» в год.

    Высокая ремонтопригодность советских авто привела к тому, что в некоторых странах до сих пор вовсю ездят машины возрастом 30–40 лет и даже старше. К примеру, грузовик ЗИЛ-130 по-прежнему считается символом грузоперевозок на Кубе, а общее количество советских автомобилей в этой стране не поддается учету. Все благодаря американским санкциям, из-за которых у кубинцев просто не было возможности заказывать авто у ближайших соседей. А вот у СССР — пожалуйста.

    • Винтажный автомобиль
      /7i/w0/7iw02h8prh0c0880ooc4c4scg.jpg

    Во многих странах советские автомобили остаются предметом повышенного интереса у коллекционеров и хранятся в музейных экспозициях. К примеру, их можно найти в музее Abarth Works⁠⁠ в Бельгии, Рижском автомобильном музее в Латвии и музее советских автомобилей в американском городке Саммамиш в штате Вашингтон.

    Кстати, советские мотоциклы, такие как «Иж» и «Урал», тоже очень интересовали иностранцев. Какое-то время они поставлялись в европейские страны и конкурировали с чехословацкой «Явой» и другими зарубежными мотоциклами. Как и во многих случаях, в первую очередь зарубежных покупателей привлекала низкая цена. Сейчас мотоциклы советского периода все еще можно найти в частных коллекциях по всему миру.

    Самолеты

    Советская авиационная промышленность была одной из самых развитых в мире. В СССР умели строить самолеты в полном цикле, начиная проектированием и заканчивая разработкой сложнейшей электроники. Стремление быть первыми в авиационной сфере давало свои плоды. Так, Ту-104 в первые годы эксплуатации был единственным реактивным лайнером, задействованным в регулярных коммерческих перевозках.

    Участвовал СССР и в гонке за создание первого сверхзвукового пассажирского самолета. В итоге советский Ту-144 впервые взлетел в конце 1968 г., опередив своего ближайшего конкурента, европейский лайнер «Конкорд», на несколько месяцев. А советские истребители, такие как Миг-15, Миг-29 и Су-27, значительно опережали свое время, превосходя зарубежных конкурентов.

    • Миг-15, реактивный истребитель
      /3j/o3/3jo3tqwna2askswo008go4so8.jpg

    СССР активно поставлял военные и гражданские самолеты за рубеж. Отечественные воздушные суда отправлялись в десятки стран, а их надежность позволяет им до сих пор оставаться в строю в некоторых государствах. Например, парк государственной авиакомпании Северной Кореи Air Koryo до сих пор состоит исключительно из самолетов, спроектированных в Советском Союзе. Национальный кубинский перевозчик Cubana также почти целиком укомплектован советскими самолетами. Военно-воздушные силы некоторых стран, включая Казахстан, Индонезию, Эфиопию, Вьетнам и Китай, продолжают эксплуатировать советские боевые самолеты.

    Отдельные советские самолеты до сих пор можно обнаружить в самых разных странах, причем как в коммерческой эксплуатации, так и в частных коллекциях. К примеру, произведенные в СССР самолеты находятся в экспозициях музея «Аэропарк» в Будапеште и авиационного музея Финовфурта недалеко от Берлина.

    Фотоаппараты

    Еще до Великой Отечественной войны СССР пытался наладить поставки фототехники в другие страны, но тогда делать это системно не получилось. Качество отечественной фототехники в те годы оставляло желать лучшего.

    Все изменилось после завершения войны. Советский Союз смог получить передовые немецкие технологии, которые значительно улучшили показатели оптики. Послевоенная модель «Зенит» стала настолько востребованной, что ее поставляли и в развивающиеся, и в капиталистические страны в огромных количествах — как часто бывало, игнорируя интересы покупателей внутри страны.

    Ближе к закату Советского Союза отечественные фотоаппараты вновь начали уступать зарубежным и интерес к ним со стороны иностранцев резко снизился. Но у коллекционеров и в музеях фотографии в других странах советские фотоаппараты остаются до сих пор. К примеру, вы найдете их в Asia Camera Museum в малайзийском Пенанге, Шанхайском музее фотоаппаратов в Китае и музее фотографии на территории университета Чулалонгкорна в тайском Бангкоке.

    • Советский фотоаппарат
      /2o/c2/2oc2lq463jeokggss848ck8k4.jpg

    Наручные часы

    Советские наручные часы были крайне популярны и внутри страны, и за границей. Такие марки, как «Победа», «Полет» и «Ракета», отличались выгодным соотношением цены и качества. Инженеры проектировали часы так, чтобы сделать их максимально устойчивыми к воздействию влаги и ударным нагрузкам.

    Многие иностранцы выбирали именно советские часы вместо швейцарских моделей, которые при сопоставимом качестве были заметно дороже. За все время СССР поставил за границу не один десяток миллионов наручных часов. До сих пор многие экземпляры остаются в рабочем состоянии. На аукционах за ними идет настоящая охота.

    Что еще почитать по теме

    Оружие

    СССР активно поставлял за рубеж стрелковое оружие. Настоящим символом советской оружейной промышленности стал автомат Калашникова. Его надежность и ремонтопригодность привели к тому, что он стал использоваться в вооруженных конфликтах по всей планете, в том числе в странах третьего мира. До сих пор разные модификации этого автомата состоят на вооружении десятков государств. Советское оружие остается в цене у коллекционеров и экспонируется в оружейных музеях по всему миру.

    Советское оружие также укоренилось в мировой культуре. К примеру, автомат Калашникова фигурирует в сериях игр GTA, Call of Duty и Battlefield. Также его можно увидеть в таких картинах, как «Оружейный барон», «Кровавый алмаз» и «Правдивая ложь». Автомат изображали даже на гербах некоторых государств: например, Мозамбика и Зимбабве.

    • Автомат Калашникова
      /4d/yh/4dyh3a8fz6w4s0kssc8cwskcw.jpg

    Одежда

    С производством одежды в СССР было не все гладко. Многие предметы делать у себя не получалось, поэтому приходилось заказывать их за рубежом, в том числе джинсы и женские колготки.

    Тем не менее в создании некоторых видов одежды Советский Союз преуспел. Например, производимые на фабрике «Большевичка» мужские костюмы очень ценились на Западе. По сравнению с предложениями местных производств стоили они недорого, при этом производились из натуральных материалов.

    Шоколад

    СССР также поставлял за границу кондитерские изделия. Советский шоколад иностранцы ценили за натуральный состав, зернистость и большие размеры плиток. Кроме того, сладости часто везли в подарок эмигрантам, тоскующим по родине. Не меньше иностранцы любили шоколадные конфеты. И сейчас Россия остается одним из лидеров по экспорту шоколадных изделий. Их поставляют в Китай, ОАЭ, Саудовскую Аравию и другие государства.

    tabbar_no_yes
    Быстрый переход наверх