
Трансатлантические перелеты уверенно входят в топ самых опасных и волнительных для пилотов. Если отказывает один из двигателей, правило ETOPS предписывает сажать судно на запасном аэродроме, находящемся максимум в часе полета, но над бескрайними водами Атлантики такая рекомендация начинает напоминать издевку. А сколько самолетов ежедневно курсируют между Европой и Северной Америкой! Вдруг они собьются с пути, столкнутся? Авиатор рассказывает, какие меры помогают минимизировать риски.
Кому разрешено пересекать океан
Начнем с того, что к перелетам между континентами допускаются далеко не все самолеты. Есть специальный рейтинг, учитывающий надежность двигателей и прочие показатели, определяющие способность воздушных судов совершать длительные беспосадочные рейсы.
Первыми Атлантику пересекли британцы Артур Браун и Джон Алкок на бомбардировщике Vickers Vimy в 1919 г. 3040 км тогда удалось преодолеть за 16,5 часов. А первые пассажирские судна, покорившие океан после Второй мировой войны — американские Lockheed Super Constellation, Boeing-377 Stratocruiser и реактивный британский Comet.
Дороги в облаках
За минувшие десятилетия объем пассажиропотока и количество рейсов выросли многократно, воздушное пространство оказалось загружено до предела и возникла необходимость упорядочить весь этот небесный хаос. Дороги в облаках не построишь, вот вместо них и придумали североатлантические треки — организованные маршруты, соединяющие Европу с Северной Америкой.
Но ведь погода непостоянна, а значит, и треки должны меняться ежедневно: для разных направлений их публикуют минимум дважды в сутки. Есть два основных потока: утром и днем с 8:30 до 16:00 по московскому времени самолеты вылетают в западном направлении из Европы, вечером и ночью с 22:00 до 5:00 — из Америки на восток. Это очень удобно: стартуя из Шереметьево, скажем, в 10:00, приземляешься в Нью-Йорке в 13:00 по местному времени, а покидая США в 15:00, прибываешь в Москву в 7:00 следующим утром.
Кто за это в ответе
Небо над северной частью Атлантического океана «расчерчивают» районные диспетчерские центры: ночью треки для самолетов, летящих в восточном направлении, рассчитывает канадский Гандер, днем для движущихся на запад — британский Шенвик. Отдельные треки могут понадобиться и диспетчерским центрам Нью-Йорка, Рейкьявика и Санта-Марии. Информацию рассылают по сети авиационной фиксированной электросвязи. Когда погода особенно переменчива, сообщения отправляются несколько раз в день.
В сообщениях также указываются географические координаты входной, выходной и промежуточных точек, доступные эшелоны (высоты, на которых предстоит лететь), дата, время и название диспетчерского центра. В специальном разделе содержатся замечания, напоминающие экипажу об основных процедурах и возможных ошибках в пилотировании.
Однако передвижение по североатлантическим трекам — вовсе не обязательное условие: по статистике, им следует лишь половина воздушных судов. Часть рейсов выполняется по произвольным маршрутам в стороне от организованных трасс или совпадает с одним из треков лишь частично. Отдельные маршруты предусмотрены для самолетов, не отвечающих требованиям к минимальным навигационным характеристикам (MNPS). Но лететь по «дорогам», спроектированным профессионалами, все же как-то спокойнее.
Что еще почитать по теме
- Как выучиться на бортпроводника: есть 2 пути
- 7 крупных авиакомпаний России, которых больше нет. Что с ними случилось?
- Сложно ли пилотам ориентироваться в аэропортах и «парковать» самолеты