
На первый взгляд может показаться, что наиболее удобные места в самолете — в бизнес-классе или первом классе, а все остальные одинаково менее комфортные. Отчасти это так: в бизнес-классе кресла мягкие и большие, тогда как в экономе — обычно более жесткие и меньшего размера. Но в зависимости от того, в какой части самолета находится кресло, кроме размера могут вмешаться и другие факторы. Например, у вас почему-то не будет откидываться спинка или окажется, что некуда положить ручную кладь. «Тонкости» собрали топ самых неудобных мест в самолете.
Абсолютно все места у лоукостеров
Авиакомпании-лоукостеры, такие как Ryanair или Wizz Air, стремятся предоставлять как можно более низкие цены на базовую услугу — сам перелет, который в период акций может стоить даже меньше 1000 RUB. Однако платой за дешевизну билета становятся ощутимые траты за любую дополнительную услугу вроде большого багажа или регистрации в аэропорту вместо онлайн-регистрации, из-за чего вся экономия может сойти на нет. Питание на борту лоукостеров всегда платное, но иногда бесплатно приносят воду.
За выбор места обычно тоже нужно доплачивать. В противном случае система сама определит, где вы будете лететь. Если вы путешествуете с семьей, есть риск оказаться в разных частях салона. Бортпроводники не пойдут навстречу, когда вы попросите посадить вас вместе. Причем и купить билет, и выбрать конкретное место обычно можно только онлайн: практически все лоукостеры экономят на собственных офисах, чтобы оптимизировать расходы.
На борту самолета лоукостера вас ждет очень маленькое расстояние между всеми креслами. Авиакомпании нужно получить прибыль с учетом невысокой цены билета, поэтому места в салоне располагаются максимально близко друг к другу. Сидеть может быть не очень удобно, даже если у вас небольшой рост. Сами кресла тоже обычно не отличаются высоким уровнем комфорта. Они довольно узкие и жесткие по сравнению с сиденьями в самолетах менее бюджетных авиакомпаний.
Чтобы при минимальном расстоянии между креслами всем пассажирам было достаточно комфортно, как правило, в таких самолетах еще и не откидываются спинки кресел. Кроме того, что это не очень удобно, отсутствие складывающихся механизмов в сиденьях позволяет лоукостерам экономить на обслуживании самолета.
Еще в креслах могут быть заклеены карманы — это позволяет лоукостерам оперативнее осматривать самолет между рейсами, чтобы он как можно меньше простаивал на земле. Поэтому положить перед собой книжку или наушники не получится. Систем мультимедиа в креслах тоже обычно нет, либо ими предлагают пользоваться за отдельную плату.
Лоукостеры стараются летать в менее удобные аэропорты, потому что там ниже аэропортовые сборы. А это значит, что после полета в узком кресле вас ждет еще и долгая поездка до города. Ночные рейсы выгоднее для лоукостеров, поэтому и цена на них ниже. Но есть риск по приезде потратиться на такси.
Сиденья около аварийного выхода
Обычно ряды у аварийных выходов считаются самыми выгодными. В больших самолетах вроде Boeing 777, где аварийные выходы представляют собой полноценную дверь, такие места действительно имеют неоспоримое преимущество: перед ними много свободного пространства для ног. Это особенно удобно для тех, кого природа одарила высоким ростом.
Однако есть у этих мест и серьезные минусы. Во-первых, если посадка пойдет не по плану, пассажиры у аварийных выходов должны помочь бортпроводникам открыть дверь. Поэтому на места у аварийных выходов сажают только физически крепких пассажиров. Детей, пожилых или беременных на этот ряд не пустят.
Второй минус тоже связан с потенциальной эвакуацией: пространство около аварийного выхода нельзя занимать никакими вещами, чтобы в аварийной ситуации не создавать помех. Поэтому положить туда рюкзак или сумку не разрешат.
Сиденья у аварийного люка над крылом
В некоторых самолетах вместо полноразмерных эвакуационных дверей используются небольшие люки. Например, такие решения есть на Airbus A320 и Boeing 737 — у обоих самолетов над крылом с каждой стороны расположено по два люка с встроенным иллюминатором. У небольших самолетов, летающих на короткие дистанции (например, Superjet 100 или Embraer E-Jet), аварийный люк либо один с каждой стороны, либо вообще отсутствует.
Напротив аварийных люков нет никакого свободного пространства — там точно так же установлены кресла. Маленькое преимущество этих кресел — в увеличенном расстоянии до следующего сиденья, чтобы в случае эвакуации людям было проще пролезть в люк.
Однако дальше начинаются сплошные минусы. Во-первых, на таких креслах точно так же нельзя класть вещи перед собой. Во-вторых, чтобы не загораживать проход к люку, спинки кресел около люков не откидываются (или откидываются только на небольшой угол), причем как у лоукостеров, так и у любых других авиакомпаний.
Фиксированные спинки обычно расположены у ряда перед аварийными люками и ряда напротив переднего люка. У сидений напротив заднего люка спинки стандартные, потому что они откидываются уже вне эвакуационного пространства. Если аварийный люк один, то страдают только пассажиры ряда перед ним.
В любом случае полезно заранее изучить схему салона именно вашего самолета, чтобы взять место, которое подойдет вам лучше всего. Узнать модель самолета можно перед покупкой билета — ее сообщают и сами авиакомпании, и агрегаторы. А найти схему проще всего на сайте авиакомпании, которой вы летите. Причем нередко она интерактивная и с понятными подсказками, какие преимущества и недостатки есть у каждого места.
Любые сиденья над крылом
За исключением мест около аварийных люков остальные сиденья у крыла самолета вообще ничем не отличаются от других. Однако, если вы купили место у иллюминатора и предвкушаете впечатляющий вид на землю, вас может постигнуть разочарование: крыло просто заслонит собой всю красоту. Такая же проблема возникнет, если взять место сразу за крылом, — оно все равно будет частично перекрывать виды.
Если хочется видеть землю и при этом чтобы «в кадр» попадал и кусочек крыла, берите место впереди двигателя. Отсюда есть все шансы сделать красивую фотографию. Если хочется смотреть только на пейзаж — лучше брать места ближе к носу или хвосту лайнера. Как правило, на схемах салона расположение крыла тоже указывают.
Места у иллюминатора без иллюминаторов
Далеко не все сиденья у окна на самом деле находятся рядом с иллюминатором. Самолеты проектируют так, чтобы расстояние между иллюминаторами было одинаковым. Когда самолет попадает в конкретную авиакомпанию, она сама решает, сколько сидений расположить в салоне и на каком расстоянии друг от друга.
В бизнес-классе у вас, скорее всего, с видом из иллюминатора будет все в порядке. А вот в экономе высок риск, что вы специально доплатите за место у окна, но будете сидеть напротив глухой стены.
Увы, на 100 % застраховаться от такого сценария не получится. Авиакомпании обычно публикуют только схемы мест без указания, где находятся иллюминаторы. Но, если вы часто летаете одной и той же авиакомпанией, можно запомнить удачное место у иллюминатора и в будущем занимать только его.
Кресла на среднем ряду
Если у окна можно с комфортом сидеть, не отвлекаясь на чьи-то просьбы подвинуться, то у прохода, наоборот, удобно быстро отстегнуть ремень и беспрепятственно покинуть кресло. Также у мест рядом с проходом можно вытянуть ноги.
Самые неудобные места, пожалуй, находятся между рядом у прохода и рядом у окон. Отсюда довольно плохо заметны виды из иллюминатора, но уже есть необходимость просить соседа освободить вам путь в уборную.
Самые первые места
Места на первом ряду часто называют одними из самых удобных. Преимуществ у них на самом деле много: пассажир спереди не опустит на вас спинку своего кресла, а еще вы быстро займете свое место и покинете самолет после приземления. Еду пассажирам первого ряда тоже приносят первым.
Но на первом ряду вы не сможете положить свою ручную кладь перед собой (для нее нет места), поэтому придется расположить ее на полке — и лучше занять там место как можно скорее.
Что еще почитать по теме
- 15 интересных фактов о пассажирских самолетах
- 6 самых пугающих моментов при взлете и посадке, которых не стоит бояться
- Самые большие пассажирские самолеты
Последний ряд в салоне
У самых последних кресел в хвосте самолета почти никогда не откидывается спинка, т. к. эти кресла часто ставят вплотную к туалетам, чтобы сэкономить пространство в самолете. С туалетами связан и другой минус: около последнего ряда постоянно хлопают дверью и толпятся пассажиры, пришедшие в уборную со всего самолета. Кроме того, к местам в хвосте самолета в последнюю очередь приносят еду.
Пожалуй, единственное преимущество последнего ряда: сзади точно не будет сидеть чей-то ребенок и с довольной улыбкой всю дорогу бить ногой по спинке вашего кресла.
Любые места у туалетов
Сидя на последних нескольких рядах, вы столкнетесь с теми же проблемами, что и на самом дальнем. Мимо вас постоянно будут взад-вперед ходить пассажиры, которые, стоя в очереди, еще и начнут облокачиваться на спинку вашего кресла. Вдобавок вы будете регулярно слышать, как они хлопают дверью. Вполне возможно, что и неприятный запах тоже получится учуять.
Если вы летите на дальнее расстояние на большом широкофюзеляжном самолете (например, на Airbus A350, Airbus A330 или Boeing 777), имейте в виду, что авиаконструкторы предусмотрели в нем туалеты в центре салона и в носовой части. Например, в двухэтажном Airbus A380 вообще целых 15 уборных. Рекомендация все та же: внимательно проверять схему салона самолета, на котором вы полетите.