
С самого начала эры авиации самолеты вызывают у людей трепет и неподдельный интерес. За немногим более чем вековую историю пассажирские самолеты прошли путь от примитивных и опасных аппаратов до сверхсовременных лайнеров, напичканных электроникой и заботящихся о безопасности каждого человека на борту. «Тонкости» собрали 15 интересных фактов о пассажирских самолетах, которые стоит знать.
1. Самолет может лететь даже с отказавшим двигателем
Большинство современных авиалайнеров оснащены двумя двигателями, некоторые — тремя или четырьмя. В любом случае отказ одного двигателя не представляет угрозы — самолеты спроектированы так, что в такой ситуации способны лететь еще очень долго. За это время пилоты найдут, где приземлиться, и посадят самолет. Отказ всех двигателей — очень неприятная ситуация. Но даже в этом случае самолет будет некоторое время планировать, и большинство инцидентов заканчиваются успешной посадкой.
2. Самолеты летают высоко не просто так
Пассажирские самолеты летают на высоте около 10 км и даже выше. Это связано с тем, что чем больше высота, тем меньше плотность воздуха. Соответственно, на большой высоте самолет тратит меньше топлива на преодоление сопротивления воздуха, и для авиакомпаний это получается значительно выгоднее. А еще внизу выше риски столкновения с птицами или летательными аппаратами поменьше, которые не умеют забираться высоко.
При этом на большой высоте нет кислорода, поэтому самолеты проектируют полностью герметичными, и в салоне остается только тот воздух, который попал внутрь на земле. Если в воздухе корпус самолета вдруг теряет герметичность, над пассажирскими креслами выпадают кислородные маски, а пилоты оперативно снижаются до безопасной высоты в несколько километров, где уже можно дышать.
3. Безопасность в авиации похожа на швейцарский сыр
Причиной авиакатастрофы никогда не становится только отказ двигателя, пожар или какой-то другой фактор сам по себе. Самолеты проектируют таким образом, чтобы все критически важные системы дублировались. Например, если откажет система выпуска шасси, их можно выпустить вручную. А при отключении электричества из корпуса самолета выпадает небольшой вентилятор, который раскручивается набегающим потоком воздуха и подает электропитание на приборы.
Многоуровневую систему безопасности в авиации часто сравнивают со швейцарским сыром. Подразумевается, что каждый новый уровень безопасности — это ломтик швейцарского сыра с дырками. При этом дырки на всех ломтиках должны находиться в разных местах, чтобы сквозь них нельзя было провести воображаемую прямую линию. И только если эта линия беспрепятственно преодолевает все дырки (которые подразумевают изъяны в безопасности), происходит авиакатастрофа.
4. Пилотам дают разную еду
Еду, которую подают пилотам (их в кабине обязательно как минимум двое), тоже разделяют. Если по какой-то причине обед окажется некачественным и у одного пилота ухудшится самочувствие, его коллега сможет посадить самолет.
5. Курить нельзя, но пепельницы есть
Раньше в салонах самолетов разрешалось курить. Однако с конца 20 века авиакомпании по всему миру начали с этим бороться, и в итоге все вылилось во всеобщий запрет. Основной причиной, как ни странно, стали не риски возгорания, а экономия топлива. Чтобы сигаретный дым не беспокоил некурящих пассажиров, система кондиционирования самолета должна работать значительно сильнее, а значит, и потреблять топлива гораздо больше.
6. Парашюты вряд ли помогут выжить в авиакатастрофе
Вероятность, что в опасной ситуации пассажиры смогут выпрыгнуть с парашютом, очень мала. Во-первых, подавляющее большинство катастроф происходят на взлете или посадке, когда пассажиры даже не успевают осознать происходящее. А если и успевают, то безопасно покинуть самолет рядом с землей не получится.
Во-вторых, если катастрофическая ситуация произойдет на высоте, из-за огромной разницы давления снаружи и в салоне ни пассажиры, ни экипаж просто не смогут открыть дверь. В-третьих, даже если авария случится на высоте в несколько километров, где можно открыть дверь и безопасно выпрыгнуть, сильный стресс просто не позволит людям без опыта грамотно раскрыть парашют. Поэтому остается уповать на опыт производителя самолета, пилотов и техников.
7. Турбулентность практически не опасна
Вопреки распространенному мнению, турбулентность совершенно не означает, что самолет может упасть. Современные авиалайнеры проектируют таким образом, чтобы тряска никак не сказывалась на безопасности полета. Достаточно пристегнуть ремни и переждать, пока самолет пролетит неспокойное место — и можно продолжать наслаждаться полетом.
8. Самолет можно покинуть за полторы минуты
В случае пожара на земле самолет сгорает буквально за несколько минут. Поэтому все современные авиалайнеры рассчитаны на то, чтобы при эвакуации пассажиры могли покинуть их за 90 секунд. Для этого есть дополнительные аварийные выходы или люки, а бортпроводников обучают в случае возгорания действовать максимально быстро.
9. Безопасных мест в самолете нет
Существует распространенное мнение, что в хвосте самолета выше вероятность выжить при авиакатастрофе. Действительно, в ряде случаев пассажиры в хвостовой части имеют больше шансов сохранить жизнь, потому что топливные баки находятся в середине самолета, а передняя часть нередко принимает на себя основной удар. Однако все зависит от того, какая именно ситуация произошла. Например, при пожаре во время посадки вероятность спастись выше у тех, кто находится близко к аварийному выходу.
Но не стоит бояться: самолет не зря считается самым безопасным транспортом. Никакой другой вид транспорта не обслуживают с таким вниманием, а чтобы получить лицензию пилота, нужно обладать огромным багажом знаний и хорошим здоровьем.
10. Крыло у самых крупных самолетов размером с жилой комплекс
Большинство пассажирских самолетов не очень большие и могут взять на борт 100–200 человек. Но некоторые модели авиалайнеров бьют настоящие рекорды по размерам. Например, крыло двухэтажного самолета Airbus A380 имеет размах (длину) около 80 м — это сопоставимо с высотой жилого дома в 26 этажей. А его вес такой же, как у небольшого поезда.
11. Некоторые самолеты летают быстрее скорости звука
Современные авиалайнеры летают на скоростях в 800–900 км/ч. Это достаточно быстро, но все еще меньше скорости звука, которая составляет около 1200 км/ч.
Однако история знает два пассажирских самолета, которые летали значительно быстрее скорости звука: англо-французский «Конкорд» и советский Ту-144. Оба они были созданы практически одновременно в конце 1960-х, очень похожи друг на друга и по форме напоминают вытянутую стрелу. В полете они развивали скорость в 2100–2300 км/ч.
Ту-144 успел недолго полетать по единственному маршруту между Москвой и Алма-Атой в 1977-1978 гг. Если современному авиалайнеру на перелет между этими городами требуется 4,5 часа, то Ту-144 преодолевал это расстояние за 2. Но несколько серьезных происшествий поставили крест на Ту-144. Кроме того, он потреблял слишком много топлива и был экономически невыгоден.
Карьера «Конкорда» оказалась более продолжительной. Начиная с середины 1970-х этот самолет начал с огромной скоростью летать по разным маршрутам через Атлантику. Например, чтобы добраться из Лондона в Нью-Йорк, требовалось всего 3 часа, тогда как современным авиалайнерам нужно целых 8. Увы, в 2000 г. один из «Конкордов» разбился при взлете в Париже и эти самолеты начали выводить из эксплуатации. Хотя основной причиной стали огромные расходы на топливо и большая стоимость билетов.
12. Пилотов учат на тренажерах, полностью имитирующих реальный самолет
Перед тем, как посадить пилота за штурвал, его обучают на специальном тренажере, полностью имитирующем кабину самолета. Перед кабиной проецируется картинка, воспроизводящая аэропорты и другие объекты на местности. На тренажере пилоты отрабатывают как обычные взлеты и посадки, так и разнообразные отказы техники и другие нештатные ситуации.
Что еще почитать по теме
- 15 поводов получить лицензию частного пилота
- 6 самых пугающих моментов при взлете и посадке, которых не стоит бояться
- Самые большие пассажирские самолеты
13. В небе тоже бывают пробки
Это только кажется, что всем самолетам в небе хватает пространства. На самом деле в крупных аэропортах их поток настолько большой, что иногда случаются задержки в расписании. Например, уже после закрытия дверей диспетчер может не давать пилотам разрешение на взлет. Или, наоборот, когда самолет уже близок к месту назначения, пилотов просят покружить около аэропорта и разрешают приземлиться позже.
14. На край света можно добраться без пересадок
Самые первые самолеты едва ли могли продержаться в воздухе несколько километров. Но некоторые современные авиалайнеры способны лететь без пересадок не одну тысячу километров. Самый длинный коммерческий рейс связывает американский Ньюарк и Сингапур. Расстояние в чуть больше чем 15 тыс. км самолет преодолевает почти за 19 часов. Для выполнения таких протяженных рейсов на борту находится сменный экипаж, а также оборудована зона отдыха, где пилоты и бортпроводники могут спать.
15. Иногда авиаперелет стоит миллионы рублей
Полет на обычном пассажирском самолете стоит немного: билеты на внутренние рейсы обычно продают за считанные тысячи рублей, а перелеты между странами в эконом-классе редко стоят больше нескольких десятков тысяч.
Однако существуют самолеты, полет на которых во много раз дороже — так называемые бизнес-джеты. Их расписание строится под пожелания конкретного человека: например, если кому-то нужно вылететь из Москвы в Дубай в 9 вечера, то бизнес-джет вылетит именно в это время и именно по этому направлению. На борту будет любая еда, которую предпочитает статусный пассажир — от высокой кухни до картошки из фастфуда.
Плата за такой комфорт очень высока — перелет на бизнес-джете стоит несколько миллионов рублей, а иногда и больше. Причем существуют большие бизнес-джеты, созданные на основе обычных пассажирских авиалайнеров.