Журнал/Самые большие пассажирские самолеты в мире
ЖурналПолетели

Самые большие пас­са­жирс­кие са­мо­ле­ты в мире

 
Miguel Lagoa, Shutterstock
    Журнал/Самые большие пассажирские самолеты в мире
    Miguel Lagoa, Shutterstock
    Размах крыла у самых больших в мире самолетов достигает размеров современных жилых комплексов, вес сравним с весом небольшого поезда, а на борту можно свободно разместить всех гостей с какого-нибудь рок-концерта
    Игорь Синельников • 4 апреля 2025

    Большинство пассажирских авиалайнеров — относительно небольшие самолеты, которые могут перевезти сотню-другую пассажиров. Но есть среди них и настоящие исполины. Размах крыла у них достигает размеров современных жилых комплексов, вес сравним с весом небольшого поезда, а на борту можно свободно разместить всех гостей с какого-нибудь рок-концерта. «Тонкости» собрали интересные факты о самых больших пассажирских самолетах.

    Airbus A380

    Безусловный лидер во всех подборках крупнейших летательных аппаратов. Airbus A380 — не самый длинный самолет в мире, зато уж точно самый массивный. Его главная особенность: пассажирский салон у A380 расположен сразу на двух этажах. Длина самолета целых 73 м, а размах крыла — почти 80 м, что сравнимо с высотным зданием. При стоянке на земле A380 достигает почти 24 м в высоту — примерно как восьмиэтажный дом.

    В самой вместительной модификации A380 берет на борт более 800 человек. Максимальный взлетный вес у этого самолета — 560 т. Это как полностью загруженный пассажирами поезд из 6 вагонов или десятивагонный грузовой состав с локомотивом в придачу. Чтобы выдержать такую нагрузку, шасси A380 насчитывает целых 22 колеса. Самолет тянут четыре мощных двигателя.

    Гигант может находиться в воздухе много часов подряд и преодолеть на одной заправке около 15 тыс. км, поэтому его используют для длительных перелетов.

    Например, полет на A380 из Дубая в новозеландский Окленд длится около 17 часов.

    • Airbus A380 приземляется
      Airlinephoto, Shutterstock
      /8o/2k/8o2ke9k3guo84kc0800oswck8.jpg

    Увы, Airbus прекратил выпускать эту модель — авиакомпаниям проще и выгоднее использовать менее крупные самолеты, потому что A380 с его габаритами может принять далеко не каждый аэропорт. Кроме того, четырехдвигательные самолеты потребляют слишком много топлива. Но A380 до сих пор летает в некоторых авиакомпаниях.

    У Emirates модель A380 — настоящая визитная карточка. Единственный рейс в Россию на этом самолете выполняет как раз Emirates — ежедневно их A380 летает между Дубаем и столичным Домодедово.

    Boeing 747

    «Королева небес», или «Джамбо», как окрестили Boeing 747 поклонники авиации, — еще один пример двухэтажного пассажирского самолета, ставшего в свое время крайне востребованным. Второй этаж у него выполнен в виде небольшого «горба» в носовой части, за что эта модель получила второе, менее приятное, прозвище — «Горбатый».

    Как и у A380, у Boeing 747 четыре двигателя и очень внушительные габариты: длина — до 76 м, размах крыла — до 68 м. Правда, пассажиров он может брать меньше, чем конкурент от Airbus: до 581 человека в самой вместительной модификации.

    Этот самолет тоже уже не производится и его практически не встретишь у авиакомпаний, которые отказываются от него в пользу удачных и вместительных двухдвигательных конкурентов. Несколько десятков самолетов летает в немецкой Lufthansa, крайне редко рейсы на «Джамбо» выполняет авиакомпания «Россия». Но в основном Боинги 747 перевозят только грузы. И горделиво стоят в авиационных музеях по всему миру.

    • Самолет Lufthansa Boeing 747
      MKPhoto12, Shutterstock
      /8r/88/8r88tx4mhlkwcos8gkkck4ko4.jpg

    Airbus A340

    Еще один четырехдвигательный гигант — Airbus A340. Его самая длинная модификация протянулась на 75 м от носа до хвоста, а размах крыла достигает 63 м. A340 может перевезти до 475 человек.

    Увы, Airbus A340 больше не выпускают по той же причине, что и A380. Практически все перевозчики отказались от A340, кроме, пожалуй, немецкой Lufthansa и иранской Mahan Air.

    Boeing 777

    Самая крупная модификация Boeing 777 имеет длину 76 м, а размах крыла — 72 м. При таких внушительных данных у этого самолета всего 2 двигателя. Однако они настолько мощные, что без проблем справляются со своей задачей. Самая вместительная модификация Boeing 777 может перевезти до 425 пассажиров.

    За большую вместимость и сниженное потребление топлива Boeing 777 (или, как его еще называют, «три семерки», или «три топора») очень полюбился авиакомпаниям по всему миру. Этот самолет активно используют перевозчики в России, США, Франции, ОАЭ и других странах, и он до сих пор производится. Дальность полета Boeing 777 позволяет совершать трансатлантические рейсы или летать, например, из Москвы на Дальний Восток без промежуточных посадок.

    Airbus A350

    A350 — модель, на которую возлагают надежды авиакомпании по всему миру. Этот двухдвигательный самолет может взять на борт до 480 человек в самой вместительной модификации. Длина самолета почти 73 м, а размах крыла — 64 м.

    • Самолет Japan Airlines Airbus A350, Токио
      Wenjie Zheng, Shutterstock
      /2s/29/2s294oz2m5q8sscg8oks4c44o.jpg

    Среди преимуществ A350 — очень низкий уровень шума внутри, современная мультимедийная система, много свободного пространства и даже камеры в носовой части и хвосте, картинку с которых может получить любой пассажир.

    A350 можно встретить в российском «Аэрофлоте» на дальних маршрутах, а также в авиакомпаниях Японии, Франции, Германии, Турции, Китая, Великобритании, Сингапура и других государств.

    Boeing 787 Dreamliner

    Фактически Airbus A350 создавался как опасный конкурент для Boeing 787 Dreamliner. Но в свое время Dreamliner тоже навел шуму. Авиакомпании он впечатлил сниженным расходом топлива и инновационными материалами, а пассажиров — современными экранами мультимедиа, низким уровнем тряски при турбулентности и регулируемым затемнением иллюминаторов. И, конечно, изящной формой крыла.

    Длина самой большой версии Boeing 787 Dreamliner — 68 м, а размах крыла — около 60 м. Самолет может брать на борт до 440 пассажиров и способен летать на большие расстояния.

    В России на Dreamliner не летает ни одна авиакомпания. Зато их эксплуатируют перевозчики в Узбекистане, Азербайджане, Японии, Турции, Германии, США и других странах.

    Airbus A330

    Airbus A330 — тоже очень распространенный самолет для дальних маршрутов. Его самая крупная модификация имеет длину 63 м, а размах крыла — около 60 м. Этот самолет может перевезти до 440 человек. Фактически модель A330 — близнец A340, только с двумя двигателями. Он может брать на борт примерно столько же пассажиров, но его использование значительно выгоднее для авиакомпаний.

    • Airbus A330 пассажирский самолет
      Andrew Balcombe, Shutterstock
      /2o/3v/2o3vxj2qoc2sk4swgs00gowcg.jpg

    A330 можно встретить на воздушных маршрутах по всему миру. На этом самолете летают российские авиакомпании «Аэрофлот» и Nordwind, а также перевозчики в США, Канаде, Турции, Франции, Великобритании, Аргентине и других странах.

    Ил-96

    В России раньше тоже увлекались созданием больших авиалайнеров. Длина самой длинной версии самолета Ил-96 доходит до 63 м, а размах крыла — до 60 м. По обеим характеристикам российский самолет практически идентичен Airbus A330, вот только под крылом у него четыре двигателя, а не два. Максимум Ил-96 может взять на борт до 435 человек — примерно как A330.

    Увы, Ил-96 не стал массовым самолетом: их построили всего немногим более 30. Хотя он успел полетать в разных российских авиакомпаниях, самолет постигла участь всех четырехдвигательных лайнеров: от него начали отказываться в пользу более экономичных вариантов. Сейчас единичные пассажирские экземпляры летают у кубинского национального перевозчика Cubana.

    Несколько Ил-96 трудятся в специальном летном отряде «Россия», перевозящем высших должностных лиц страны. В частности, основной самолет президента России — именно Ил-96, причем значительно доработанный для повышения безопасности и комфорта. На борту президентского Ил-96 можно проводить совещания и встречи самого высокого уровня, заниматься спортом, пользоваться душевой кабиной.

    Есть надежда, что в будущем мы еще увидим Ил-96 на регулярных рейсах. Недавно разработанную модификацию Ил-96-400 уже испытали в 2023 г. и планируют запустить в серийное производство ближе к 2030 г.

    • Аэропорт Пулково, Санкт-Петербург, Ил-96
      Alexandr Zimovskoy, Shutterstock
      /cp/cq/cpcq7p3d0eo8os88s0os8gsoc.jpg

    Ил-86

    Ил-96 — дальнейшее развитие советского авиалайнера Ил-86. Во многом предшественник схож с более современной моделью: у него тоже было 4 двигателя, правда, перевозить он мог максимум 350 человек против 435 у Ил-96. Размеры у Ил-86 тоже были более скромными: длина порядка 60 м, размах крыла — 48 м.

    Ил-86 активно летал в российских авиакомпаниях до конца нулевых, но в 2011 г. от этого самолета отказались окончательно. Сказывались высокий уровень шума в салоне и прожорливость двигателей. Несколько Ил-86 стоят в музеях в разных городах, а один можно даже увидеть в качестве памятника в аэропорту Новосибирска.

    Что еще почитать по теме

    АНТ-20 «Максим Горький»

    В Советском Союзе любили впечатлять публику масштабными проектами. Одним из таких оказался пассажирский самолет АНТ-20 «Максим Горький», разработанный в 1930-х гг. и названный в честь юбилея творческой деятельности писателя.

    Чтобы создать АНТ-20, конструкторское бюро Туполева (известное, в том числе, своими пассажирскими самолетами Ту-134, Ту-154, Ту-204) просто переоборудовало бомбардировщик ТБ-4 в пассажирский вариант с минимальными доработками.

    В результате получилась громадная махина, которая до сих пор способна впечатлить своими размерами. При относительно скромной длине в 33 м крыло имело размах в 63 м — как у Airbus A330 или Ил-96. Правда, на борту могли разместиться всего около 70 человек, зато с невиданным в то время комфортом: с просторными креслами, коврами на полу и шторками иллюминаторов.

    • Пассажирский салон самолета
      Almaz Mustafin, Shutterstock
      /co/f4/cof4ak2czdc84kw4ws804gwwo.jpg

    Самолет оснастили 8 поршневыми (винтовыми) двигателями: 6 располагались на крыле, а 2 — над фюзеляжем. Несмотря на внушительное количество двигателей и сравнительно небольшой взлетный вес (всего 42 т — меньше, чем весит пустой пассажирский вагон), их мощности хватало, чтобы развивать максимальную скорость всего в 220 км/ч. Не каждый современный самолет на такой скорости способен хотя бы оторваться от земли.

    Увы, единственный выпущенный АНТ-20 столкнулся с истребителем во время демонстрационного полета над Москвой и рухнул на дачный поселок Сокол.

    После этого построили еще один похожий самолет АНТ-20бис, который отличался отсутствием 2 верхних двигателей. Этот самолет активно использовался в пассажирских перевозках, но разбился в 1942 г. во время полета над Узбекской ССР. А после окончания Великой Отечественной войны наступила эра относительно небольших реактивных пассажирских авиалайнеров, поэтому подобные амбициозные проекты ушли в прошлое.

    tabbar_no_yes
    Быстрый переход наверх