
Большинство пассажирских авиалайнеров — относительно небольшие самолеты, которые могут перевезти сотню-другую пассажиров. Но есть среди них и настоящие исполины. Размах крыла у них достигает размеров современных жилых комплексов, вес сравним с весом небольшого поезда, а на борту можно свободно разместить всех гостей с какого-нибудь рок-концерта. «Тонкости» собрали интересные факты о самых больших пассажирских самолетах.
Airbus A380
Безусловный лидер во всех подборках крупнейших летательных аппаратов. Airbus A380 — не самый длинный самолет в мире, зато уж точно самый массивный. Его главная особенность: пассажирский салон у A380 расположен сразу на двух этажах. Длина самолета целых 73 м, а размах крыла — почти 80 м, что сравнимо с высотным зданием. При стоянке на земле A380 достигает почти 24 м в высоту — примерно как восьмиэтажный дом.
В самой вместительной модификации A380 берет на борт более 800 человек. Максимальный взлетный вес у этого самолета — 560 т. Это как полностью загруженный пассажирами поезд из 6 вагонов или десятивагонный грузовой состав с локомотивом в придачу. Чтобы выдержать такую нагрузку, шасси A380 насчитывает целых 22 колеса. Самолет тянут четыре мощных двигателя.
Например, полет на A380 из Дубая в новозеландский Окленд длится около 17 часов.
Увы, Airbus прекратил выпускать эту модель — авиакомпаниям проще и выгоднее использовать менее крупные самолеты, потому что A380 с его габаритами может принять далеко не каждый аэропорт. Кроме того, четырехдвигательные самолеты потребляют слишком много топлива. Но A380 до сих пор летает в некоторых авиакомпаниях.
Boeing 747
«Королева небес», или «Джамбо», как окрестили Boeing 747 поклонники авиации, — еще один пример двухэтажного пассажирского самолета, ставшего в свое время крайне востребованным. Второй этаж у него выполнен в виде небольшого «горба» в носовой части, за что эта модель получила второе, менее приятное, прозвище — «Горбатый».
Как и у A380, у Boeing 747 четыре двигателя и очень внушительные габариты: длина — до 76 м, размах крыла — до 68 м. Правда, пассажиров он может брать меньше, чем конкурент от Airbus: до 581 человека в самой вместительной модификации.
Этот самолет тоже уже не производится и его практически не встретишь у авиакомпаний, которые отказываются от него в пользу удачных и вместительных двухдвигательных конкурентов. Несколько десятков самолетов летает в немецкой Lufthansa, крайне редко рейсы на «Джамбо» выполняет авиакомпания «Россия». Но в основном Боинги 747 перевозят только грузы. И горделиво стоят в авиационных музеях по всему миру.
Airbus A340
Еще один четырехдвигательный гигант — Airbus A340. Его самая длинная модификация протянулась на 75 м от носа до хвоста, а размах крыла достигает 63 м. A340 может перевезти до 475 человек.
Boeing 777
Самая крупная модификация Boeing 777 имеет длину 76 м, а размах крыла — 72 м. При таких внушительных данных у этого самолета всего 2 двигателя. Однако они настолько мощные, что без проблем справляются со своей задачей. Самая вместительная модификация Boeing 777 может перевезти до 425 пассажиров.
За большую вместимость и сниженное потребление топлива Boeing 777 (или, как его еще называют, «три семерки», или «три топора») очень полюбился авиакомпаниям по всему миру. Этот самолет активно используют перевозчики в России, США, Франции, ОАЭ и других странах, и он до сих пор производится. Дальность полета Boeing 777 позволяет совершать трансатлантические рейсы или летать, например, из Москвы на Дальний Восток без промежуточных посадок.
Airbus A350
A350 — модель, на которую возлагают надежды авиакомпании по всему миру. Этот двухдвигательный самолет может взять на борт до 480 человек в самой вместительной модификации. Длина самолета почти 73 м, а размах крыла — 64 м.
Среди преимуществ A350 — очень низкий уровень шума внутри, современная мультимедийная система, много свободного пространства и даже камеры в носовой части и хвосте, картинку с которых может получить любой пассажир.
Boeing 787 Dreamliner
Фактически Airbus A350 создавался как опасный конкурент для Boeing 787 Dreamliner. Но в свое время Dreamliner тоже навел шуму. Авиакомпании он впечатлил сниженным расходом топлива и инновационными материалами, а пассажиров — современными экранами мультимедиа, низким уровнем тряски при турбулентности и регулируемым затемнением иллюминаторов. И, конечно, изящной формой крыла.
Длина самой большой версии Boeing 787 Dreamliner — 68 м, а размах крыла — около 60 м. Самолет может брать на борт до 440 пассажиров и способен летать на большие расстояния.
В России на Dreamliner не летает ни одна авиакомпания. Зато их эксплуатируют перевозчики в Узбекистане, Азербайджане, Японии, Турции, Германии, США и других странах.
Airbus A330
Airbus A330 — тоже очень распространенный самолет для дальних маршрутов. Его самая крупная модификация имеет длину 63 м, а размах крыла — около 60 м. Этот самолет может перевезти до 440 человек. Фактически модель A330 — близнец A340, только с двумя двигателями. Он может брать на борт примерно столько же пассажиров, но его использование значительно выгоднее для авиакомпаний.
A330 можно встретить на воздушных маршрутах по всему миру. На этом самолете летают российские авиакомпании «Аэрофлот» и Nordwind, а также перевозчики в США, Канаде, Турции, Франции, Великобритании, Аргентине и других странах.
Ил-96
В России раньше тоже увлекались созданием больших авиалайнеров. Длина самой длинной версии самолета Ил-96 доходит до 63 м, а размах крыла — до 60 м. По обеим характеристикам российский самолет практически идентичен Airbus A330, вот только под крылом у него четыре двигателя, а не два. Максимум Ил-96 может взять на борт до 435 человек — примерно как A330.
Увы, Ил-96 не стал массовым самолетом: их построили всего немногим более 30. Хотя он успел полетать в разных российских авиакомпаниях, самолет постигла участь всех четырехдвигательных лайнеров: от него начали отказываться в пользу более экономичных вариантов. Сейчас единичные пассажирские экземпляры летают у кубинского национального перевозчика Cubana.
Есть надежда, что в будущем мы еще увидим Ил-96 на регулярных рейсах. Недавно разработанную модификацию Ил-96-400 уже испытали в 2023 г. и планируют запустить в серийное производство ближе к 2030 г.
Ил-86
Ил-96 — дальнейшее развитие советского авиалайнера Ил-86. Во многом предшественник схож с более современной моделью: у него тоже было 4 двигателя, правда, перевозить он мог максимум 350 человек против 435 у Ил-96. Размеры у Ил-86 тоже были более скромными: длина порядка 60 м, размах крыла — 48 м.
Ил-86 активно летал в российских авиакомпаниях до конца нулевых, но в 2011 г. от этого самолета отказались окончательно. Сказывались высокий уровень шума в салоне и прожорливость двигателей. Несколько Ил-86 стоят в музеях в разных городах, а один можно даже увидеть в качестве памятника в аэропорту Новосибирска.
Что еще почитать по теме
- 15 поводов получить лицензию частного пилота
- 6 самых пугающих моментов при взлете и посадке, которых не стоит бояться
- Самые опасные самолеты в мире
АНТ-20 «Максим Горький»
В Советском Союзе любили впечатлять публику масштабными проектами. Одним из таких оказался пассажирский самолет АНТ-20 «Максим Горький», разработанный в 1930-х гг. и названный в честь юбилея творческой деятельности писателя.
Чтобы создать АНТ-20, конструкторское бюро Туполева (известное, в том числе, своими пассажирскими самолетами Ту-134, Ту-154, Ту-204) просто переоборудовало бомбардировщик ТБ-4 в пассажирский вариант с минимальными доработками.
В результате получилась громадная махина, которая до сих пор способна впечатлить своими размерами. При относительно скромной длине в 33 м крыло имело размах в 63 м — как у Airbus A330 или Ил-96. Правда, на борту могли разместиться всего около 70 человек, зато с невиданным в то время комфортом: с просторными креслами, коврами на полу и шторками иллюминаторов.
Самолет оснастили 8 поршневыми (винтовыми) двигателями: 6 располагались на крыле, а 2 — над фюзеляжем. Несмотря на внушительное количество двигателей и сравнительно небольшой взлетный вес (всего 42 т — меньше, чем весит пустой пассажирский вагон), их мощности хватало, чтобы развивать максимальную скорость всего в 220 км/ч. Не каждый современный самолет на такой скорости способен хотя бы оторваться от земли.
После этого построили еще один похожий самолет АНТ-20бис, который отличался отсутствием 2 верхних двигателей. Этот самолет активно использовался в пассажирских перевозках, но разбился в 1942 г. во время полета над Узбекской ССР. А после окончания Великой Отечественной войны наступила эра относительно небольших реактивных пассажирских авиалайнеров, поэтому подобные амбициозные проекты ушли в прошлое.