Журнал/15 поводов получить лицензию частного пилота
ЖурналПолетели

15 поводов по­лу­чить ли­цен­зию част­но­го пилота

 
    Журнал/15 поводов получить лицензию частного пилота
    Получить право управлять небольшим самолетом относительно не сложно — это можно сделать за несколько месяцев в специальном учебном центре. Собрали 15 поводов задуматься о получении лицензии частного пилота
    Игорь Синельников • 03 апреля 2025

      Кроме огромных пассажирских самолетов существуют небольшие частные самолетики. Это маленькие летательные аппараты, вмещающие лишь нескольких пассажиров. Их производят такие фирмы, как Cessna, Tecnam, Beechcraft и Piper. Получить право управлять небольшим самолетом относительно не сложно — это можно сделать за несколько месяцев в специальном учебном центре. Зато потом вам открывается море возможностей. «Тонкости» собрали 15 поводов задуматься о получении лицензии частного пилота.

      1. Теперь из самолета все видно

      Пожалуй, самое большое разочарование у пассажиров авиалайнеров вызывает то, что из иллюминатора в полете ничего не видно. Да, землю и постройки можно разглядеть на взлете и посадке, если повезет с погодой. Но большую часть полета будут видны только общие очертания. А в облачную погоду не будете видеть землю вообще.

      С малой авиацией все совсем по-другому. Небольшие самолеты и вертолеты летают на высоте в несколько сотен метров, при желании можно летать и ниже, если позволяет обстановка. Каждое дерево, дом и машина на дороге будут как на ладони.

      • Женщина смотрит в иллюминатор самолета
        /5z/8n/5z8nu9zdvnwo8gccg8wo08gso.jpg

      2. Авиация развивает мозги

      Это только со стороны кажется, что пилот частного самолета лениво крутит штурвалом и периодически дергает ручку тяги двигателя. Начиная с подготовки самолета на земле и заканчивая заруливанием на место стоянки после посадки, мозг пилота не отдыхает.

      Вот лишь немногие факторы, которые пилоту одновременно нужно учитывать: скорость самолета, высота, крен, курс, положение самолета на карте, погода сейчас и дальше по маршруту, обороты двигателя, температура масла и запас топлива. Любой неучтенный нюанс может быть опасен. Например, случайный залет в запретную зону в лучшем случае обернется серьезными разборками.

      От взлета до посадки мозг пилота работает как самый мощный суперкомпьютер, одновременно учитывая кучу разнообразных факторов.

      При этом параллельно нужно вести переговоры с диспетчером и следить, не появились ли рядом другие самолеты, вертолеты или зазевавшаяся птица. Да, даже столкновение с птицей может закончиться фатально.

      • Пилот управляет небольшим самолетом
        Loner Nguyen, Shutterstock
        /az/vs/azvsk5bp928g0skk848wc808k.jpg

      Многие частные пилоты отмечают, что даже в своей рабочей деятельности начинают лучше предугадывать возможные повороты событий. Поэтому, если вы чувствуете, что в вашей карьере или бизнесе произошел застой, — самое время учиться на пилота.

      3. Вы ни от кого не зависите

      Регулярные рейсы подстраиваются под жесткое расписание полетов и отступают от него только в экстренных случаях. С частными самолетами все иначе. Захотите вылететь из Подмосковья в Питер в 9 утра — подали план полета и в путь. Захотите полетать над МКАДом, ехидно наблюдая за пробками под вами в лучах закатного солнца, — то же самое. Все ограничено только вашей ответственностью, погодой и навыками.

      4. На борту есть интернет

      Если Wi-Fi в авиалайнерах все еще остается экзотической услугой и есть далеко не у всех авиакомпаний, то в своем самолете прекрасно ловит мобильный интернет. Можно попросить пассажира снять захватывающий ролик и сразу же выложить его в сеть. Или прямо в полете позвонить другу и сообщить, что вы скоро за ним залетите.

      5. Можно взлететь и сесть почти где угодно

      Авиалайнеру для безопасного взлета и посадки нужна длинная полоса — как правило, не меньше 2 км, а то и все три с хвостиком. Частные самолеты этой проблемы лишены: большинство из них спокойно взлетают и садятся на короткие полосы длиной несколько сотен метров. Более того, таким самолетам необязательно нужен асфальт, они могут работать и с грунтовыми полосами. Даже сам аэродром необязателен: при определенных условиях маленький самолет можно посадить практически где угодно.

      Кстати, крупные международные аэропорты тоже открыты для малой авиации. Можно спокойно взлететь с небольшого подмосковного аэродрома и приземлиться в Шереметьево. Вот только обслуживание частных самолетов в больших аэропортах стоит дорого.

      Отдельное удовольствие — гидросамолеты. Такие самолеты взлетают с воды и на нее же садятся. Их корпус играет роль лодки, а для дополнительной устойчивости под крылом установлены поплавки. Встречаются и такие самолеты, у которых есть и поплавковое, и колесное шасси. Можно взлететь с привычного аэродрома, а в конце полета убрать шасси и приземлиться на озеро где-нибудь в Карелии — и тут же закинуть удочки.

      • Гидросамолет
        /7q/ol/7qoluc4umlgk0w0koogws480w.jpg

      6. Мотивация наконец выучить английский

      Вдоволь налетавшись по окрестностям, вполне возможно, вы захотите отправиться покорять другие страны. И тут — разочарование: к такому полету вас просто не допустят, если вы не знаете английский, причем именно авиационный. Придется подтянуть уровень языка, выучить специфические авиационные термины, а потом сдать экзамен. И только после можно лететь. Если вам, конечно, разрешено летать в желаемой стране, но это уже другой разговор.

      7. Вы аккуратнее водите автомобиль

      Многие пилоты признаются, что после получения лицензии стали внимательнее на дорогах. Оно и понятно: в авиации безопасность играет особенно значительную роль.

      8. Есть ощущение контроля ситуации

      Для многих авиаперелеты даются тяжело из-за ощущения неподконтрольности ситуации. Действительно, в авиалайнере вы понятия не имеете, что происходит в кабине пилотов. С собственным самолетом такой проблемы нет. Если какой-нибудь прибор выйдет из строя или выключится двигатель, вы сразу об этом узнаете. Спокойствия это, возможно, не прибавит, но вы по крайней мере будете знать о проблеме.

      9. Не нужно проходить досмотр

      В свой личный самолет вы можете брать что угодно в пределах разумного — проверять вас никто не будет. А это означает, что вы сэкономите много времени на досмотре. Да и на многих аэродромах досматривать вас просто некому.

      При полетах на несколько сотен километров экономия времени на аэродроме будет играть вам в плюс — вы сможете долететь до пункта назначения быстрее, чем если бы выбрали авиалайнер. Дальше экономия времени становится не такой явной, но и не за этим люди идут в малую авиацию.

      • Частный самолет в аэропорту
        VanderWolf Images, Shutterstock
        /23/9n/239no5crwr40wkg04o0gsc8gs.jpg

      10. Вас боятся и уважают

      На пилотов часто смотрят как небожителей — и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Если вам доставляет удовольствие наблюдать, как другие вами восхищаются, — лицензия частного пилота точно для вас.

      11. Больше никаких детских криков с соседнего ряда

      Если рядом с вами в самолете никогда не сидел кричащий ребенок, значит, вам очень повезло. Увы, в пассажирских авиалайнерах люди не выбирают, с кем лететь. А вот в своем самолете — да. Вы можете лететь самостоятельно либо взять с собой друга, любимую девушку или семью — как вам захочется. Большинство даже самых маленьких самолетов позволяют взять на борт от 1 до 3 пассажиров. Если захотите, можно лететь с питомцем и не переживать о переноске.

      12. Ваше здоровье под контролем

      В авиации за здоровьем следят особенно пристально. Чтобы ваша пилотская лицензия была актуальной, придется периодически проходить ВЛЭК — врачебную комиссию, которая решает, можно ли допускать вас к полетам. Для частных пилотов требования не такие жесткие, как для гражданских. Но все равно возможные отклонения могут закрыть дорогу к небу. Именно на ВЛЭК эти отклонения можно заранее выявить и пролечить.

      Что еще почитать по теме

      13. Пробки остались далеко внизу

      Рассчитать время при поездке на автомобиле не так легко: могут вмешаться заторы на дорогах, да и поводов сделать остановку всегда хватает. При полете на своем самолете все иначе. Да, если вам навстречу будет дуть ветер, вы прилетите в пункт назначения чуть позже запланированного (а с попутным ветром — быстрее). Но в остальном время в пути рассчитать гораздо легче.

      • Частная авиация, пилот
        M101Studio, Shutterstock
        /5e/qq/5eqq57kkefksog4cssg8ocwo8.jpg

      14. Не исключены карьерные повороты

      Стандартная лицензия PPL (Private Pilot License) не дает права заниматься коммерческой деятельностью. То есть катать кого-то за деньги с такой лицензией не получится. Но, если очень хочется, можно получить лицензию профессионального пилота и зарабатывать на любимом деле. Возможностей для получения дохода в авиации много — от туристических перевозок до доставки грузов и регулярных пассажирских рейсов.

      15. Просто интересное хобби

      Получив лицензию частного пилота, вы будете регулярно думать, куда слетать, что нового поставить в самолет или о чем еще почитать. Особенности т-образного стабилизатора и прочие странные нюансы порой будут волновать вас больше, чем что либо еще. Это увлечение вряд ли когда-нибудь иссякнет, разве что вам просто надоест и вы захотите попробовать что-нибудь новое.

      А еще пилоты частных самолетов объединяются в сообщества и с удовольствием обсуждают авиацию друг с другом. Это хороший шанс найти новых друзей, причем вполне возможно, что у вас обнаружатся пересечения и в других сферах. И вы будете увлеченно играть с новым знакомым в гольф, параллельно обсуждая, как заменили винт на своем самолете или как вас впечатлил аэродром в Доброграде.
      tabbar_no_yes
      Быстрый переход наверх