Top.Mail.Ru
ЖурналНаш выбор

20 фактов о железных дорогах, о которых вы, скорее всего, не знаете

 Комментарии
Всего каких-то 200 лет назад ревущий и свистящий паровоз, несущийся куда-то с неслыханной скоростью, да еще и без помощи лошадей, казался не иначе как изобретением дьявола. В некоторых странах властям пришлось приложить усилия и включить смекалку, чтобы люди начали пользоваться диковинным по тем временам транспортом.

К путешествиям на поездах мы уже давно привыкли. Но всего каких-то 200 лет назад ревущий и свистящий паровоз, несущийся куда-то с неслыханной скоростью, да еще и без помощи лошадей, казался не иначе как изобретением дьявола. В некоторых странах властям пришлось приложить усилия и включить смекалку, чтобы люди начали пользоваться диковинным по тем временам транспортом. Но все равно всемогущий Прогресс взял свое, и сегодня сеть железных дорог опутывает большую часть нашей планеты.

1. Поезд дал мощный толчок туристическому бизнесу

С банкротством старейшего в мире туроператора Thomas Cook в 2019 г. закончилась целая эпоха. В далеком 1841 г. проповедник и бизнесмен Томас Кук фактически создал первый пакетный тур — это была поездка по железной дороге. В стоимость билета входило питание. Инициатива оказалась довольно успешной, предприниматель зарегистрировал компанию, которая быстро развернула свою деятельность в Великобритании, США, а затем и по всему миру. Разумеется, сначала путешественники передвигались на поездах, уже потом изобрели самолеты.

2. Лошадь оказалась быстрее

Во второй половине 19-начале 20 веков ж/д составы использовали конную тягу. Американскую фирму «Балтимор и Огайо» это не устраивало из-за плохой способности животных преодолевать сложный ландшафт. В 1830 г. Питер Купер придумал первый паровоз Tom Thumb и предложил его руководству компании в качестве замены живой силе. Чтобы убедиться в целесообразности инвестиций в изобретение, решено было устроить гонку между машиной и лошадью. Последняя выиграла соревнование — у агрегата возникли неполадки с механизмами. Но все равно боссы «Балтимор и Огайо» настолько впечатлились, что решили оснастить все свои поезда паровыми двигателями. И не прогадали — спустя короткое время доходы от железной дороги существенно выросли.

3. Путешествие на Хогвартс-экспрессе

У сказочного состава, который вез Гарри Поттера в Академию Чародейства и Волшебства, есть реальный прототип. Это шотландский паровоз Jacobite steam train, соединяющий Форт-Уильям с Маллагом. Он каким-то чудом дожил до нашего времени, а после съемок фильма и вовсе превратился в популярный туристический аттракцион. Поезд идет 2 часа через живописные холмы Хайленда, виадук Гленфиннан и вдоль побережья — все как в кино. Состав курсирует с апреля по октябрь дважды в день.

4. Все дело в музыке

Весьма распространено мнение, что путевые обходчики должны иметь безупречный музыкальный слух. Проверяя колеса, они стучат по металлу молотком и по тону вычисляют неисправность. Так это или нет — точно неизвестно, в требованиях к кандидату на эту вакансию ничего подобного нет. Но в любом случае обходчик разбирается в определенном диапазоне звуков, которые издает металл. По-другому никак не найти поломку за отведенное на стоянку поезда время.

Тест: 10 сложных вопросов о поездах. Попробуйте ответить на все:

5. В духе настоящего вестерна

Путешествие на легендарном поезде «Ла-Трочита» — это не только возможность увидеть невероятные красоты аргентинской Патагонии, но и риск стать «жертвой» ограбления. Происходит этот срежиссированный налет дважды в год. Туристы доподлинно не знают, попадут ли они на тот самый рейс. Им остается только надеяться увидеть бандитов, прыгающих с лошади на крыши вагонов на полном ходу, и испытать мощный выброс адреналина. Хоть все и прекрасно понимают, что это спектакль, нервы все же пошаливают.

6. Романтика на колесах

В течение нескольких лет между Парижем и Венецией ездил специальный «поезд любви». Его купе были оборудованы по высшему разряду, а для желающих уединиться придумали двуспальные полки. Российский «Гранд-Экспресс», курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом, можно назвать аналогом французскому. Его купе класса «люкс» — прекрасное и неординарное место для романтического отпуска.

7. О рекордах

Один из участков Трансавстралийской железной дороги протяженностью 478 км проложен по прямой линии через равнину Налларбор. Это самый длинный в мире ж/д путь без единого поворота.

8. На поезде по «Крыше Мира»

Цинхай-Тибетская железная дорога соединяет китайский Синин и столицу Тибетского автономного района — Лхаса. Она пролегает через высокогорные районы Гималаев. Самая высокая точка находится на высоте более 5000 м. Вагоны поездов оборудованы специальными креслами с системой подачи кислорода. Для каждого пассажира предусмотрена кислородная маска на случай разгерметизации — по ходу следования состава попадаются достаточно протяженные участки, где просто нечем дышать.

Нужно ли упоминать о бешеной популярности маршрута у туристов — виды во время путешествия открываются умопомрачительные.

9. Азиатская экзотика

В тайском городе Самутсонгкхрам есть рынок «Маеклонг», который буквально захватил железнодорожные пути. Торговые лотки стоят прямо на рельсах, а ж/д полотно даже не видно под ногами суетящихся продавцов и покупателей. Но как только раздается звук приближающегося поезда, все моментально ретируются вместе с товаром и прилавками, расчищая проходы. Местные к этому привыкли, они давно не обращают никакого внимания на неудобства, но для туристов это невероятное зрелище и несколько интересных кадров в коллекцию.

Едем на поезде: у пассажиров нижних полок гораздо больше прав. Посмотрите:

10. Сбои в расписании

В начале 20 века во Франции издали закон, запрещающий целоваться на вокзалах. Долгие и сентиментальные проводы были причиной постоянных задержек отправления, поэтому власти решили прибегнуть к столь радикальным методам. Правило действует по сей день.

11. Об РЖД

РЖД принадлежат более 85 тыс. км железнодорожных путей. Этого достаточно, чтобы «обернуть» рельсами землю по линии Экватора дважды. Более того, один круг получится полностью приспособленным для электричек.

12. Автостопом

На Аляске есть поезд Hurricane Turn, курсирующий на 93-километровом маршруте Талкитна — ущелье Ураган. Он не останавливается по расписанию на станциях, но его можно затормозить взмахом белого платка в любой точке следования. Местные ездят на нем мало, в основном это развлечение для туристов.

13. Поезд смерти

La Bestia (зверь с исп.) — именно так называют жители Центральной Америки товарные поезда, следующие из Мексики в США. При полном попустительстве властей тысячи мигрантов из Гондураса, Гватемалы и других беднейших стран региона ежедневно пересекают на нем границу в поисках даже не пресловутой американской мечты, а просто приемлемых условий жизни. Они едут на крышах и узких площадках между вагонами целыми днями без возможности поспать и отдохнуть, зачастую срываются и погибают. Кроме того, местные бандиты нередко нападают на несчастных и отбирают у них последнее.

14. Появление часовых поясов

В 19 веке с бурным развитием ж/д перевозок в Великобритании остро стал вопрос разницы во времени. В каждом городе его рассчитывали по движению Солнца. Необходим был единый порядок, который помог бы в составлении расписания. В итоге руководство Британских железных дорог добилось от правительства приведения времени к единому стандарту по Гринвичу.

К 1922 г. систему часовых поясов приняли большинство стран мира.

15. Идеальная точность

Опоздание японского поезда всего на одну минуту — неслыханное событие, влекущее за собой внушительные штрафы для машинистов. Такое происходит крайне редко и приводит к серьезным сбоям в расписании из-за плотного траффика на железной дороге. Но если ЧП все-таки произошло, то пассажирам приносят извинения и выдают официальные бумаги для предъявления начальству в случае несвоевременного прихода на работу.

16. Прокатиться с ветерком

Путешествие в вагонах 3-го класса первых российских поездов было не из приятных. Неудобные деревянные лавки стояли на платформе с бортами, а крыши не было совсем. Единственное, что оставалось делать людям в непогоду, — прятаться под сиденьями от снега и дождя.

17. Сухой закон

В начале 20 столетия для баварских машинистов и кочегаров было обычным делом пропустить на очередной станции по паре бокалов пива. Можно только представить, в каком состоянии некоторые из них доезжали до пункта назначения. Эта пагубная практика закончилась с изданием запрещающего закона в 1910 г.

18. Дорого и захватывающе

Четырехдневный вояж на японском Suite Shiki-Shima обойдется в несколько тысяч долларов. Этот туристический поезд следует из Токио на Хоккайдо. Для его пассажиров созданы максимально комфортные условия: купе напоминают номера пятизвездочного отеля, из панорамных окон вагонов можно наблюдать за проплывающими мимо красотами, а необычный дизайн внутреннего пространства достоин высших похвал.

19. Правильный маркетинговый ход

Первый поезд в России отправился из Санкт-Петербурга в Царское село, однако желающих прокатиться на нем было немного. Люди воспринимали железную дорогу как диковинный аттракцион, а многие и вовсе боялись громких паровозов. Чтобы привлечь клиентов и дать им возможность оценить преимущества нового транспорта, в первые дни проезд сделали бесплатным.

20. Полюс холода

На знаменитой Транссибирской магистрали есть участок между Забайкальским краем и Амурской областью, где зимой температура опускается ниже -60 ⁰C. Пассажирам только остается надеяться на исправно работающее отопление.

Для чего проводники поездов забирают билеты на ночь? Есть несколько причин:

Тонкости ТуризмаТонкости Туризма

Комментарии

  • Журнал/20 фактов о железных дорогах, о которых вы, скорее всего, не знаете
    И вновь какой-то бред прочитал=) А когда это у нас путевые обходчики по колесам стучали? Когда скучно и заняться вообще нечем?=)
    29 декабря 2019
    k
    5
    • sslava.popov201005 января 2020
      kalmykovkan, опередил ) И путевых обходчиков сейчас нет. Раньше были, и стучали они молотком по РЕЛЬСАМ в районе стыковых накладок.
    • Глеб Абаимов08 января 2020
      Вы походу на поездах не ездите. Стучат и по колёсам и по буксам.
    • Каиргали Саутовсегодня, 05:44
      Те, кто стучат по колесам и буксам -называются осмотрщики вагонов, но никак не путевые обходчики! Путевые обходчики- идут вдоль определенного участка полотна железной дороги и совершают обход с осмотром рельсов и шпал. Так что стучать по колесам вагонов им просто негде, незачем и некогда.