
Идеальный вариант для всех аэрофобов — поездка на сверхскоростных поездах. Да и для всех остальных пассажиров это отличная возможность с ветерком прокатиться на транспорте будущего, а точнее настоящего. Такие локомотивы уже соперничают с самолетами. От китайского магнитоплана до испанского «утконоса» — продвинутого железнодорожного транспорта в мире хоть отбавляй. «Тонкости» выяснили, какие поезда самые быстрые, почему в России пока что нет таких и когда же наконец они у нас появятся.
1. Шанхайский маглев
Парящий экспресс — это не что-то из области фантастики, а наша с вами реальность. Шанхайский маглев (название происходит от сокращения двух слов: «магнитный» и «левитация») на специальной подушке на высоте в 2 см будто висит над ж/д путями.
Маглев может разгоняться до 430 км/ч и преодолевать 30 км меньше чем за 8 минут. Главный минус китайского чуда техники — его невозможно состыковать с обычным железнодорожным полотном, все приходится отстраивать заново.
2. Японский Синкансэн
Современные японские поезда «Синкансэн» (также названа и местная скоростная сеть) всерьез конкурируют с авиацией, быстро преодолевая большие расстояния. Преимущества очевидны: график движения bullet train, или «пуль» (так их окрестили из-за длинной заостренной носовой части), соблюдается с точностью до секунды. Кроме того, они «выстреливают» молниеносно и мчатся со скоростью 320 км/ч. А происходит это за счет двигателей нового типа и улучшенной аэродинамической конструкции. Нужно отметить и регулярность: в утренние и вечерние часы пик поезда ходят каждые 5 мин.
3. Французский TGV
Train à Grande Vitesse в переводе означает «высокоскоростной поезд». Так называется самая популярная в Европе сеть быстроходов. Она охватывает юг, запад и северо-восток Франции. Также локомотивы курсируют в Испанию, Италию, Швейцарию и Германию.
TGV оснащены устройствами автоматической локомотивной сигнализации: машинисту не нужно высматривать сигналы светофоров на скорости 320 км/ч (а именно такую состав и развивает). В случае форс-мажора поезд автоматически тормозит.
Это связано с тем, что поезда из-за прощальных сцен могут задерживаться с отправлением. То же касается и Train à Grande Vitesse: все заминки могут снизить общую скорость ж/д перевозок в стране.
4. Испанский «утконос»
Alta Velocidad Española по характеристикам напоминает французский TGV. Эти испанские поезда охватывают все основные города и развивают скорость 320 км/ч. В народе AVE прозвали утконосом. Его сплющенная нижняя часть и кабина машиниста напоминают мордочку этого забавного животного. Расстояние между Мадридом и Севильей (471 км) локомотив преодолевает за 2,5 ч. Своего обычного «собрата», который отправляется по этому же пути, он опережает на 4,5 ч. Кроме того, согласно политике ж/д компании AVE никогда не опаздывает. Если отправление задерживается хотя бы на минуту, пассажирам возмещается полная стоимость билета.
5. Итальянские «серебряные стрелы»
Особой популярностью у жителей и туристов в Италии пользуются высокоскоростные «стрелы». Они «вылетают» с платформ, порой достигая 300 км/ч. «Красная» следует по линиям от Турина до Салерно.
Маршрут «серебряной» «пронзает» страну с северо-востока на юг. Кстати, система итальянских железнодорожных дорог считается одной из лучших в Европе, ведь у пассажиров есть возможность перемещаться не только между крупными городами, но и добираться до удаленных деревень.
Скоростные поезда в России: прошлое и будущее
Десятилетия назад уже ходили разговоры о том, что стране нужна высокоскоростная магистраль (ВСМ). Но не было современных технологий и оборудования, чтобы ее соорудить и грамотно эксплуатировать. Сегодня отечественная промышленность производит материалы высокого качества, а вот с подвижным составом еще нужно разобраться. Чтобы его сделать, требуется создание уникального инновационного предприятия, по сути новой для России подотрасли машиностроения. Вскоре ее должны разработать и запустить.
Кстати, именно «сокол» остается самым быстрым поездом России с 2009 г. И вот спустя почти 2 десятилетия будет дан старт новому маршруту. Ожидается, что это произойдет в 2028 г. Именно тогда планируют запустить ВСМ. Максимальная скорость за пределами мегаполисов разовьется до 400 км/ч. После реализации проекта высокоскоростные магистрали проложат и по другим направлениям: в частности, из столицы в Адлер. Обо всем этом заявили на Петербургском международном экономическом форуме в 2024 г. Сейчас самая быстрая поездка из столицы до одного из главных курортов Краснодарского края занимает почти сутки, а будет — 7 часов 50 минут.
Что еще почитать по теме
- Мне положено: 17 услуг, на которые имеет право пассажир РЖД
- Где находятся самые удобные и неудобные места в вагонах поезда
- 10 фактов о московском метро, которые вы, скорее всего, не знали