Всех приветствую, дорогие друзья Меня зовут Анна , мы с супругом путешественники со стажем и сегодня я хочу рассказать про путешествие в Ботсвану, Африка. Как всегда, я постараюсь быть объективной в оценках и приводить только факты.
Итак, поездка в Ботсвану была запланирована в качестве нашего Великого Африканского путешествия, которое изначально включало в себя 7,5 тысяч километров на внедорожнике и 4 страны для посещения.
Мы рассматривали разные варианты въезда в эту страну, конечно, самым первым вариантом был перелет в столицу Ботсваны – Габороне.
Но наши планы достаточно быстро изменились после того, как мы увидели стоимость авиаперелета. Стоимость авиабилета на всех популярных ресурсах составляла от 120000 рублей в обе стороны с двумя пересадками. Прямых рейсов на сегодняшний день ни из одного аэропорта России нет. Пересадки стандартные для данного направления – ОАЭ, Бахрейн, Катар. Поразмышляв, мы решили лететь из Шереметьево в ЮАР в Йоханнесбург, с 7-ти часовой пересадкой в Абу-Даби. Стоимость билетов на одного человека составила 52 тысячи рублей в обе стороны. Летели авиакомпанией Etihad Airways, билеты сразу покупали в обе стороны. Из ЮАР комфортно путешествовать в соседние страны, хоть в Намибию, хоть в Ботсвану, поэтому данный вариант финансово оказался самым приемлемым.
Так как мы все-таки далеко не миллионеры, а обычные путешественники, то решили попробовать попасть в Ботсвану со стороны ЮАР на арендованном и полностью оборудованном внедорожнике. Это была ТАЙОТА Хайлюкс, которую мы арендовали в Йоханнесбурге. Стоимость аренды за 10 дней составила 1000 долларов.
Компания, в которой мы арендовали внедорожник, называется 4×4 Car Rental Namibia. Рекомендую данную компанию для аренды автомобилей, как лично проверенную. Джип был полностью оборудован, залог за машину вернули в течение 3 дней на карту, инструктаж был проведен и оказана всевозможная поддержка при пересечении границ разных стран.
Наш внедорожник Тойота Хайлюкс с палаткой на крыше бодро стартовал в сторону Ботсваны. По ЮАР мы ехали по оживленной платной трассе с великолепным покрытием и уже через 7 часов достигли границ Ботсваны. Таможню мы проходили на пункте Мартинес Дрифт, которого достигли в 8 вечера по местному времени. Несмотря на то, что документы у нас были в полном порядке, время прохождения границы заняло около 4 часов. И связано это в первую очередь с коррупцией и взяточничеством.
Первым делом у нас полностью проверили автомобиль, особенно таможенников интересовал наш холодильник в котором были пиво и сосиски. Мы настроились, что очень быстро пройдем границу, так как очереди не было, но не тут-то было. При въезде в Ботсвану требуется не только страховка, но и гарантийное письмо от местного жителя. Принцип действия этого гарантийного письма мы так и не поняли, так как гарантий никто не дает и в случае ДТП вся ответственность ложиться на страховую компанию. МЫ решили, что это гарантийное письмо что-то вроде ОСАГО, которое гарантирует возмещением третьим лицам в случае ДТП по нашей вине, но и это оказалось не так. Никто ни за что ответственность не несет, но без письма в Ботсвану заехать невозможно. А письмо можно оформить у местных «помогал» и стоит оно 60 долларов. В общем, нам пришлось раскошелиться.
Для посещения Ботсваны на срок не более 90 дней, виза гражданам России не нужна, поэтому наши расходы на границе составили – гарантийное письмо -60 долларов, страховка на машину – 80 долларов, итого 140 долларов.
Измученные нервотрепкой на таможенном пункте, вы выдохнув проехали границу в надежде найти кемпинг для остановки на ночь и…
И столкнулись с кромешной тьмой. Прекрасный асфальтированный хай-вей остался в ЮАР, а мы выехали на неосвещенную дорогу с асфальтовым покрытием, которое не ремонтировалось, наверно, очень много лет. Средняя скорость передвижения была около 40 км в час, так как на асфальте постоянно встречались глубокие ямы и мы рисковали пробить колесо.
И вот в этой кромешной тьме мы продолжили свой путь. По дороге нам встречались населенные пункты, но они были совершенно не освещены. Более того, приходилось ехать на пределе концентрации внимания, так как по дороге постоянно ходили местные жители и за счет черного цвета кожи их было просто не видно. Мы безумно устали, глаза начали болеть от темноты и напряжения и мы надеялись найти кемпинг по пути, где бы мы могли отдохнуть. У нас была карта, которую нам дал владелец машины и на ней были указаны кемпинги.
Ни один. Ни один из официально заявленных кемпингов или отмеченных на гугл картах не работал. Прошу принять это к сведению всех, кто собирается в поездку по Ботсване.
В 12 ночи мы продолжили свой путь, преодолели 200 км, заехали в 4 кемпинга, которые нам предложил Гугл, но все они были закрыты или их попросту не существовало, хотя я до сих пор их вижу на Букинге с отметками 5*. Мы приняли решение ехать до последнего, пока не увидим кемпинг, так как останавливаться ночевать на дороге нам показалось крайне опасным, но тут, на свое счастье мы увидели полицейскую машину. Мы остановились около ребят-полицейских и спросили, где можем переночевать, на что нам ответили, что лучше вернуться обратно, так как впереди на 600 км нет вообще ничего, ни одного населенного пункта, где можно безопасно отдохнуть.И мы развернулись в обратную сторону. Проехав обратно 50 км, и свернув с основной дороги еще на 3 км, мы добрались до места, которое обозначено в Гугле как Wildside Tent Camp Lion Park.
Местечко представляло довольно большую поляну перед закрытой и огороженной сеткой высотой в 2 метра территорией. На территории никого не было. Так как сил ехать дальше больше не было, мы приняли решение разбить наш лагерь здесь, хотя бы в стороне от трассы и не привлекаем внимание. Мы разбили палатку, на скорую руку пожарили в сковородке яичницу с сосисками. Наш фонарь на солнечных батареях осветил поляну и то, что мы увидели, не заставило нас радоваться. Вокруг были продукты жизнедеятельности какого-то животного, явно больше по размерам, чем мы и никого в этой полнейшей тьме. Ну, зато бесплатно, решили мы.
Мы ужинали под рев львов и молились, чтобы львы находились по ту сторону сетки от нас. Ночь тоже прошла неспокойно, так как рев львов был настолько громким, что постоянно заставлял нас вздрагивать. Мы не раздевались, обложились ножами и надеялись, что утром проснемся.
Утром мы проснулись очень рано, вылезли из палатки и увидели Ботсвану новыми глазами. Ох, мама дорогая, все эти ночные приключения стоили того, чтобы здесь оказаться. Жаркое солнце медленно появлялось из-за линии горизонта и освещало Африку, ту самую, дикую, непознанную, опасную, чарующую. Я поставила чайник, сварила супчик и мы решили ехать дальше в столицу Ботсваны - Габароне.
Как показал навигатор, расстояние в пути 220 км, время в пути 4 часа. Дорога – асфальт очень плохого качества, с ямами, средняя скорость – 60 км/ч, заправки встречаются достаточно редко, населенные пункты тоже. Стоимость бензина чуть больше доллара, примерно 100 рублей за литр. Дорога не оживленная, движение левостороннее, трафик не загружен. Перемещаться достаточно комфортно.
По пути огромное количество термитников, которые просто возвышаются с двух сторон двухметровыми замками. По трассе имеются стоянки со столиками для отдыха, так что без проблем можно остановиться и отдохнуть. Как я уже сказала, населенных пунктов практически не встречается, поэтому магазинов, где можно пополнить запасы еды и питья здесь просто не имеется.
Если меня спросить, чем мне запомнилась Ботсвана, я с уверенность скажу, что коровами и перевернутыми машинами. На протяжении всей трассы по разные стороны лежат сбитые коров ногами кверху, иногда частично разложившиеся, и их никто не убирает. Ну вот просто через каждые 5 км, сбитая корова копытами кверху. И Почему то автомобили перевернутые и сожженные.
Кстати, термитники защищаются законодательством Ботсваны и их запрещено разорять.
Спустя 4 часа мы достигли столицы Ботсваны – Габороне. Я всегда жила с мнением, что столица страны- это город с высотками, развитой инфраструктурой, магазинами, отелями и кафе. Я жестоко ошиблась. Уважаемы путешественники, я могу ошибаться, но по-моему мнению, скучнее и унылее города я в жизни не видела. Абсолютно нечего посмотреть, никаких признаков культурного наследия, интересных достопримечательностей мы там не увидели.
Самое интересно, что и отелей в Габороне не много. Местные жители достаточно лояльные к белым и смотрели на нас скорее как на обезьянок. Английским языком владеют практически все местные. Стоимость более менее приличного номера в отеле начинается от 6000 рублей (в российских рублях), более бюджетные номера в хостелах от 1400 российских рублей, но из услуг предоставляется только койко-место.
Оборудованного кемпинга мы так и не нашли в окрестностях Габороне, поэтому было принято решение ночевать в палатке на ближайшей заправке, тем более, что у нас имелись и продукты питания, и палатка, и вода. Мы подошли на стойку оплаты и спросили, можем ли остаться на ночь в машине, на что получили согласие, и, опять-таки, заночевали абсолютно бесплатно.
Следующая наша точка маршрута - Tsodilo Hills, 1100 км, 14 часов в пути. Дорога отвратительная, грунтовка, весь путь глотая пыль и песок. Сразу скажу, посещение данного места стоило всех временных затрат. Холмы Цодило входит в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы увидели огромное количество древних наскальных рисунков и реально было ощущение, что нашей планете очень много лет, в общем, мы настолько прониклись, что я даже задумалась о смысле Бытия. Однозначно, рекомендую для посещения. К сожалению, рабочих кемпингов поблизости также не оказалось, несмотря на то, что они есть на картах. Фактически их не существует, прошу принимать это во внимание при планировании посещения.
После посещения холмов мы отправились в сторону Зимбабве. Время в пути 15 часов до границы, дороги просто отвратительные, хищников по пути мы не встретили.
Подведя итог, я могу сказать, что Ботсвана – не туристическая страна, кемпингов, нормальных отелей практически не имеется и к этому нужно быть готовым. Страна на богата на животных, по пути встречались зебры, термитники, суслики, Однако природа, виды, наскальные рисунки стоят того, чтобы посетить эту страну хотя бы раз в жизни.
По стоимости, Ботсвана оказалась самой дешевой страной в нашем Великом Африканском путешествии, затраты всего: документы на границе – 140 долларов, бензин - 300 долларов, отели, кемпинги – 0, питание – 40 долларов, пиво - 20 долларов, итого - 500 долларов.
Спасибо всем за внимание, желаю отличных путешествия и приятных эмоций!
14 февраля 2025