Летом посещение Эрмитажа возможно только при предварительной покупке билетов на официальном сайте. Маршрут No1 начинается со стороны главной Иорданской лестницы. По этой парадной лестнице послы зарубежных стран поднимались на прием к царю, и лестницу называли Посольской. Название поменяли потому, что члены царской семьи по этой великолепной лестнице спускались в Крещенские праздники к Неве, покрытой льдом. Там вырубали Иордань — прорубь для Крещенского обряда. Так название и закрепилось.
Мы проходим в строгий Фельдмаршальский зал. На стенах размещены портреты видных российских военноначальников. В зале можно увидеть западноевропейскую и русскую скульптуру, замечательные фарфоровые изделия, изготовленные в первой половине 19 века на Императорском фарфоровом заводе, картины, на которых изображены масштабные батальные сцены. С этим залом связан трагический факт в истории Зимнего дворца, произошедший в 1837 году. Однажды служащие почувствовали запах гари в Фельдмаршальском зале, появилось задымление. Предположили, что засорился один из дымоходов. Пожарные своевременно предприняли, как казалось, все возможные действия. Они даже пролили водой имевшиеся щели. Но задымление не удалось остановить. Тогда в стене разбили одну зеркальную панель. Оттуда и вырвался огонь наружу. Он стремительно охватил деревянные перекрытия, и за 30 часов дворец практически выгорел. Фельдмаршальский зал был полностью восстановлен только в 21 веке.
Захожу в Петровский зал, стены которого обиты бархатом пунцового цвета. Полуциркульная ниша сделана в виде триумфальной арки и подчеркивает величие императора. В центре расположен серебряный с позолотой трон, выполненный местными мастерами 18 века.
Классные отели Санкт-Петербурга по хорошим ценам
А я прохожу в Гербовый зал — одно из самых больших и торжественных помещений Зимнего дворца. Две скульптурные группы изображают древнерусских ратников в воинских доспехах. Торжественность залу придают французские окна и золоченые колонны. Оконные проемы привносят в зал еще больше простора и масштаба. Говорят, что на семи люстрах расположены гербы пятидесяти двух российских губерний. Герб Санкт-Петербурга находится в центральной части. Но обычным взглядом их не увидеть. Остается только поверить на слово специалистам.
Продолжаем осмотр по строго установленному маршруту. Так как это не последний сеанс, можно в музее задержаться чуть дольше установленного времени. Никто не подгоняет. Но за масками следят строго. А с соблюдением дистанции получается легко, так как посетителей немного. И странно видеть залы с всемирно известными шедеврами полупустыми.
Вот названия некоторых произведений, которые включены в маршрут No1: Леонардо да Винчи "Мадонна Литта", Рафаэль "Мадонна Конестабиле", Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная», пострадавшая от душевно больного посетителя и находившаяся на реставрации 12 лет, Караваджо "Юноша с лютней", Эль Греко "Апостолы Петр и Павел" и многие другие. Всего в Эрмитаже более 60 тысяч картин. Если у каждой остановиться хотя бы на одну минуту, то вам потребуется почти 40 суток, чтобы осмотреть их все. Так что за предусмотренные два часа можно увидеть лишь маленькую толику.
По маршруту можно увидеть древнюю китайскую керамику; старинные предметы мебели; уникальные часы, среди которых золотые механические часы "Павлин" конца 18 века, дошедшие до нас в первозданном виде и исправно работающие; боевое оружие, рыцарские и конные доспехи. Однако мода у рыцарей менялась. Это можно наблюдать хотя бы по обуви.
Я завершаю свой маршрут в залах, которые знакомят посетителей с историей и культурой древнейших цивилизаций. Можно увидеть египетскую экспозицию, зал искусства Древней Греции и Древнего Рима.
08 августа 2020