Аренда авто в Тунисе

Все, что нужно знать туристу о прокате авто в Тунисе: стоимость, документы, страховка, ПДД, платные дороги, а также основные компании по аренде авто в Тунисе.
Арендовать автомобиль и самостоятельно поездить по отдаленным римским руинам, курортному побережью или даже махнуть к порогу Сахары — что может быть лучше, чтобы узнать все прелести этой средиземноморской и такой разнообразной на ландшафты страны? Несмотря на африканское «происхождение», дела с прокатом авто в Тунисе обстоят самым лучшим образом: поблизости от вашего отеля наверняка найдется пара-тройка весьма цивильных агентств по аренде машин, так что останется лишь сравнить ценовые предложения и определиться с моделью автомобиля. Ездить по тунисским дорогам несложно, единственное правило — нужно быть готовым к любому неадекватному (по европейским меркам) поведению других водителей, пешеходов, а также лошадей, ослов и прочих представителей животного мира, гуляющих по обочинам автодорог.

Необходимые документы

Для аренды автомобиля в Тунисе официально требуются международные водительские права и стаж вождения не менее двух лет. Серьезные прокатные конторы строго следят за соблюдением второго правила, а на первое часто закрывают глаза — достаточно российских внутренних прав. Представители правопорядка также довольствуются российскими правами. Мелкие конторы на популярных курортах и вовсе не обращают внимания на оба требования: взять машину напрокат здесь можно, имея стаж водительской «жизни» от одного года.

Арендуемые автомобили обязательно страхуются компанией-владельцем по системе «все риски», поэтому туристу также не придется раскошеливаться на ремонт машины, если она пострадает в ДТП.

Арендуя авто в Тунисе, будьте готовы оставить залог наличными — он варьируется, как правило, от 200 до 500 EUR. Как вариант, могут попросить копию кредитной карты или паспорта. Блокирование суммы залога на кредитке не практикуется. Впрочем, небольшие прокатные агентства в погоне за клиентом зачастую не придерживаются этих правил — платите деньги за аренду — и вот вам ключи. Большинство сдаваемых автомобилей оборудованы системой GPS-слежения, а некоторые также и механизмом, позволяющим дистанционно заглушить двигатель, так что агентство ничем не рискует, даже если не взимает с туриста залог. Цены на странице указаны на март 2023 г.

Полицейский контроль

Если вас остановит полицейский контроль, прежде всего попросят предъявить договор об аренде автомобиля и водительские права. Паспортом интересуются редко. Важно, чтобы в договоре было указано то лицо, которое и находится за рулем, а не возлежит на заднем сидении. В контракте могут быть прописаны два водителя.

Прокатные автомобили в Тунисе легко вычисляются по синему цвету номеров и привлекают больше внимания полицейских — у вас могут попросить документы на проверку несколько раз на протяжении вашего маршрута.

Топливо и заправки

Большинство арендуемых автомобилей заправляются бензином (sans plomb), меньшая часть — дизельным топливом (gasoil 50). На крышке топливного бака обычно указано, какое топливо заливать, так что работники заправки вряд ли ошибутся. Однако обозначить нужный вид топлива устно не будет лишним.

Стоимость бензина — 2,525 TND за 1 л, дизельного топлива — 2,205 TND. Цена на топливо идентична на всех заправочных станциях страны, так как регулируется государством.

Заправки расположены повсеместно в городах и на курортах, а также по обе стороны автобана. Передвигаясь по тунисской глубинке, нужно заправляться в населенных пунктах, так как на второстепенных дорогах станций практически нет. Популярные марки — Total, Agil, Shell, OilLybia, особой разницы в качестве бензина нет.

Тунисцы называют заправку «киоск», интересуясь у прохожих, где расположена ближайшая, лучше употреблять именно это слово.

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения в Тунисе идентичны европейским — наследие французского протектората, продолжавшегося здесь 75 лет. При движении по кругу — приоритет у находящихся на кругу, за исключением специально обозначенных единичных случаев. Большинство пересечений автодорог «развязано» именно круговым движением. Светофоров в стране крайне мало — в основном, только в столице, Сфаксе и Суссе, а также, возможно, по одной штуке на курортах, и то не на всех. Использование ремня безопасности обязательно только за городом.

На второстепенных дорогах в глубинке процветает практика самовольно класть «лежачие полицейские», не предупреждая об этом соответствующим знаком. Этим грешат владельцы кофеен и ресторанов, сельпо и прочих придорожных забегаловок, желающие заполучить в свои цепкие лапы притормозившего клиента.

Ограничение скорости — в населенных пунктах 50 км/ч, в специальных зонах внутри населенных пунктов — 30 км/ч. Между городами разрешено ездить со скоростью 70 км/ч, разумеется, ориентируясь при этом и на знаки тоже. Максимальная скорость на автобане — 110 км/ч, в случае дождя — 90 км/ч. Распространены «лежачие полицейские» — вблизи школ, пешеходных переходов и отелей.

Дорожные знаки

Указатели направлений и расстояний в Тунисе написаны на двух языках — арабском и французском, расстояния указаны в километрах, дорожная разметка соответствует европейской. Пожалуй, единственная ее особенность — наличие изогнутых стрелок на разделительном пунктире («вернитесь в свою полосу»), информирующих о скором приближении сплошной полосы и запрещении обгона. Дорожные знаки также ничем не отличаются от привычных нам российских.

Местная экзотика встречается только при приближении к пустынным районам: знак с изображением верблюда извещает о том, что дорогу здесь часто переходят дромадеры, нужно быть внимательным. Для дополнительной безопасности силуэт верблюда также рисуют прямо на дорожном полотне.

Штрафы

Тунисские полицейские строги и неподкупны, но отходчивы. За нарушение скорости, зафиксированное радаром, придется выложить штраф — от 60 до 100 TND. Подкупить полицейского лучше и не пытаться — это грозит еще более серьезным штрафом. За непристегнутый ремень штрафуют на 50 TND. Водителей навеселе особо не вылавливают — конечно, если ваша машина не едет от обочины к обочине. Практика «подышать в трубочку» отсутствует. Пересечение сплошной и тем более двух, а также проезд под «кирпич» — самые серьезные нарушения. Права, конечно, не отберут (ведь вы иностранцы), но штраф будет очень солидный.

Платные автодороги

Через две трети территории страны вдоль курортного побережья проходит платная автодорога. Устоявшееся название — «оторут» (от французского «autoroute» — автомобильная дорога) или «пеаж» («peage» — оплата). Автобан начинается в Бизерте, доходит до Туниса, затем ответвляется на Бежу (отрезок не пользуется особой популярностью), а основная ветвь продолжается дальше на юг — через Хаммамет, Сусс, Монастир, Махдию и заканчивается в Сфаксе. В зависимости от отрезка, здесь от 2 до 4 полос в каждом направлении. В качестве разграничителей выступают зеленые насаждения с металлическими заборами с обеих сторон или бетонными отбойниками.

На протяжении «оторута» автомобилиста встретят 4 кассы оплаты, а также дополнительные кассы на некоторых съездах с автобана. Плата за проезд для легкового авто варьируется от 0,90 до 1,80 TND.

Подъезжая к кассам, нужно ориентироваться на зеленые окошки с обозначением человечка. Кассы, обозначенные синим, предназначены для владельцев бесконтактных карт оплаты, персонала в них нет, и «наличку» у вас никто не примет.

Автобан располагает хорошей инфраструктурой — по обе стороны находятся заправки с возможностью сходить в туалет, перекусить и купить всякую всячину в магазине. Через каждые 2 км установлены оранжевые таксофоны с надписью «SOS», откуда можно бесплатно сделать экстренный вызов в случае поломки или ДТП. Также по автобану регулярно курсируют машины безопасности, следящие за обстановкой на дороге, и эвакуаторы, готовые вас подобрать.

Парковки

Парковки в европейском понимании слова можно найти только в столице, где масса автомобилей и достаточно плотное движение, особенно в часы пик. Они бывают открытыми и подземными, в редких случаях отдельно стоящими многоэтажными. Под открытые стоянки обычно отводятся обычные пустыри в популярных деловых районах, как правило, без асфальтового покрытия и разметки. Подземные расположены под офисными или жилыми зданиями. В отдельно стоящих многоэтажных парковках можно не только оставить машину, но и купить автомобильные аксессуары или устроить кофе-брейк. Плата за пользование парковкой, как правило, не превышает 1-2 TND.

Парковки в аэропортах Туниса — столичном Тунис-Картаж и Монастире — также платные, стоимость зависит от времени, но невысока — от 1 до 5 TND. В аэропорту Энфиды стоянка бесплатная только для легкового транспорта.

Национальный стиль езды

Выезжая на дорогу в Тунисе, стоит быть готовым к тому, что любой человек (а также животное) на проезжей части или тротуаре может повести себя непредсказуемым образом. Здесь принято стартовать от обочины без поворотника, поворачивать из крайнего правого ряда налево или просто останавливаться на левой полосе, чтобы поприветствовать знакомого, идущего по противоположной стороне улицы. Поравняться с другой машиной и поинтересоваться у водителя о верном направлении также не считается предосудительным. Кроме прочего, поворотники вообще не в чести у тунисских водителей — они отметают условности и либо вовсе «забивают» на предупреждающие сигналы, либо, в лучшем случае, извещают о своих намерениях с помощью высунутой в открытое окно руки.

Повернутая вниз ладонь с растопыренными пальцами означает «потише, я торможу», а небрежное шевеление указательным пальцем свисающей из окна руки предупреждает о повороте налево. Направо же поворачивают без всякого объявления — водитель-то сидит слева, а значит не может помахать в переднее правое окно.

Еще одна беда, подстерегающая привыкшего к европейскому стилю вождения туриста, заключается в весьма специфическом отношении тунисцев к автомобилю как таковому. Машины в массе своей не новые и недорогие малолитражки или пикапы «народных» производителей. Поэтому парковаться до характерного стука или зацепить ненароком бок другого авто не считается чем-то из ряда вон выходящим. Отсюда мораль: держи дистанцию со всех сторон и не рассчитывай на то, что другой водитель пожалеет свой кусок железа.

Пешеходы представляют не меньшую опасность для водителя, чем его «коллеги» по проезжей части. Жители тунисских городов и сел переходят дорогу в любом приглянувшемся им месте, при этом зачастую вовсе не смотря в сторону приближающегося транспорта. Поэтому рассчитывать на то, что «он увидит и не пойдет» категорически не стоит. Помимо этого, в тунисской глубинке (все за пределами столицы и курортного побережья) гуляние по обочинам автодорог приобрело характер национального спорта. Особым шиком считается неспешный шаг вразвалочку почти на границе одной трети проезжей части. Всем своим видом пешеход как бы намекает «плевать я хотел на водителей, не боюсь ничего» — и когда машины вынуждены проноситься буквально в 30 см от него, это приносит ему всеобщий почет и уважение со стороны менее смелых сородичей.

Однако несмотря на столь печальную картину по части соблюдения ПДД, вождение в Тунисе имеет и ряд приятных моментов. Обратная сторона безалаберности выражается в том, что вас всегда с радостью пропустят, особенно если вы попросите об этом, разрешат влиться в «неправильный» ряд или не будут возражать, если вдруг вы поедете под «кирпич» — конечно, если поблизости нет полиции. Кроме прочего, тунисцы прилежно предупреждают о радаре, моргая фарами встречным машинам, и вообще всячески поддерживают друг друга в борьбе с представителями правопорядка.

Также рекомендуем
Быстрый переход наверх