Страна застывших картинок

Александра Азароваэксперт по Тунису

В Тунисе фотокамеры щелкают постоянно, добавляя туристический призвук к шуму моря и пению муэдзина, рассказам гида и шуршанию песка под верблюжьими подошвами. Здесь есть что заснять: прямо перед вами — бело-синие дома Сиди-Бу-Саида, слева — лазоревость моря и парящий в дымке далекий остров Зембра, справа — карфагенские камни и возвышающаяся над ними громада президентского дворца, под ногами — мозаики с пьяными сатирами и впаянные в тротуар керамические рыбки и ладошки, гарантированно приносящие счастье. А прямо над головой — склонившиеся пушистые бугенвиллии цвета краски Кастеллани с виднеющимся в прорехах голубым небом. Но я хочу рассказать о других фотографиях. О тех мгновенных картинах-вспышках, которые, словно застывшая сценка, стоп-кадр из нескончаемого фильма под названием «Тунис», возникают внезапно перед глазами и навсегда отпечатываются на фотографической бумаге нашей памяти.

Вот туристический автобус на автобане обгоняет видавший виды пикап Isuzu, кузов которого завален огромными рыжими и зелеными тыквами. Посреди этого изобилия сидит черный как смоль здоровенный козел-смутьян с кручеными рогами и удалью Стеньки Разина во взоре. На борту пикапа написано: «Это дар Аллаха». Его владелец — крестьянин, и машину использует для перевозки овощей и фруктов. Мимо проносится белоснежный «порш» с номерами последней серии: золотая тунисская молодежь отправляется веселиться на берега Карфагена.

А вот в Сиди-Бу-Саиде выглядывает из ультрамариновой двери в черных металлических заклепках абсолютно картинный дед: идеально уложенные английские усы, отглаженная шелковая «джубба», белоснежные носки и национальные ботинки без задников «бабуши». Седую голову украшает алая шапочка-шешия. Лукаво улыбается: «Бонжур, мадемуазель!» — и протягивает букетик жасмина, предварительно втянув его аромат в стиле опытного донжуана.

Посреди этого изобилия сидит черный как смоль здоровенный козел-смутьян с кручеными рогами и удалью Стеньки Разина во взоре. На борту пикапа написано: «Это дар Аллаха».

Еще один старик остается позади экскурсионного автобуса, выезжая ранним утром из южного города Кебили, перевалочного пункта в ходе поездки в Сахару. Четыре с чем-то утра, горизонт еще черен, освещена лишь туристическая трасса. Внезапно за автобусными окнами проносится стена какого-то дома, разрисованная граффити: уходящее в закат шоссе с уменьшающимися в перспективе фонарными столбами, и на фоне этой зовущей мечты, опираясь на сучковатую палку, бредет сгорбленный старик с заплечным мешком.

На узкую улочку медины Сусса из простой калитки выходят три девочки-близняшки лет пяти. Ранняя весна, в Тунисе еще довольно холодно. Сестры одеты в вязаные кофточки, и у каждой в руках огромная пышная бордовая роза, как видно, только что срезанная с куста. Идут нерешительно, то и дело хватаясь друг за друга. «Асляма, здравствуйте!» — говорю им. Останавливаются и внимательно разглядывают землю. И вдруг одна, следуя столь редкому среди взрослых правилу решать все затруднения любовью, протягивает мне цветок, на лепестках которого еще блестят капли утренней росы.

  • Карфаген как посмотреть все и не свалиться6
    Древний Карфаген Bernard Gagnon, Wikimedia
    /2l/64/2l6461nlawis0w04cwwcoc080.jpg
  • Красочный рынок Туниса
    Яркий Тунис Nataliya Hora, shutterstock.com
    /9h/o5/9ho5hsaq40sggcw8og40ssok0.jpg
  • Древний город Дугга, Тунис
    ревний город Дугга
    /bp/42/bp42gwancbsowcs0gcg8scog4.jpg

Другая троица, на этот раз старушек, попадается на дороге под Габесом, приморским оазисом на полпути между курортами и Сахарой. В придорожной пыли, на фоне выцветших на солнцепеке Атласских гор и такого же блеклого неба — вихрь разноцветных шелковых одеяний, горящих вотканными в полотно золотыми нитями. Картина ошарашивает слепящим богатством: как в этой глуши может существовать подобная роскошь? Оказывается, искусственный шелк здесь самый дешевый материал (обычная синтетика), а вот скромный ситец стоит намного дороже. Сморщенные, как печеные яблоки, лица украшены татуировками: крестики на щеках, знак Танит на лбу и «крест Сахары» на подбородке.

Хочется, чтобы этот альбом памяти никогда не был заполнен, ведь каждый день Тунис щедро добавляет туда все новые застывшие картинки.


Александра Азарова: другие мнения

Вопросы о Тунисе

Также рекомендуем
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх