
Количество «звезд» на фасаде — один из главных критериев выбора отелей для большинства путешественников. Но каждый, кто хоть немного поездил по миру, знает, что пафосные «пятерки» порой куда менее душевны и гостеприимны, чем неприметные с виду «трешки», а 4* в Турции могут так отличаться от 4* во Франции, будто построены на разных планетах. СМИ то и дело трубят о диковинных «шестерках» и даже «семерках», а на многих городских улицах прячутся и вовсе «беззвездочные» гостиницы — и не факт, что на поверку оказываются хуже. Выясняем, кто и по каким параметрам ранжирует отели, о чем это говорит и стоит ли безусловно доверять «звездам».
Основы гостиничной астрологии
Универсальных правил «звездоприсвоения» в мире не существует, хотя в далеком 1989 г. ВТО установила стандарт — не обязательный, но рекомендательный. Всем отелям надлежит гарантировать безопасность постояльцев, сохранность их имущества, соблюдение санитарных норм и оказание первой медпомощи.
Согласно тому же стандарту, отели 1* компактные, с номерами площадью около 8 кв. м и нехитрым оснащением: кровать, столик, стулья, вешалка да зеркало. Удобства общие, на этаже, уборка и смена белья — раз в неделю. «Двушки» более комфортабельны, с санузлом и телевизором в номере, сменой белья каждые 5–6 дней и рестораном на территории. «Трешки» — самые распространенные, с кондиционером, телефоном и ванными принадлежностями в номерах от 10–12 кв. м.
Но многие страны сохраняют за собой свободу выбора условий. К примеру, во Франции до недавнего времени действовала 4-уровневая классификация, «пятерки» появились лишь в 2010 г. — на смену былым 4* Luxe, а категорию ht (мотели с минимумом удобств) попросту упразднили. В Италии «звезды» даруют региональные чиновники, посему в разных областях гостиницы одинакового класса различаются по комфорту и сервису.
А есть и гостиницы-рекордсмены, гордо именующие себя «6-звездными» и «7-звездными». В их числе — Signiel в Сеуле, официально считающийся «пятеркой». Но расположение в 555-метровом небоскребе Lotte World, возможность трансфера на вертолете, крупнейшая в Южной Корее коллекция шампанского и прочие фишки не дают уместиться в стандартных рамках. Разумеется, отдыхать в такой роскоши небюджетно: ночь в самом простеньком номере обходится от 385 USD, в президентском люксе на целый этаж — от 5000 USD на двоих.
Сеульский красавец не одинок, его догоняют конкуренты из ОАЭ, Китая и других стран. Тропу «семизвездности» протоптал Burj Al Arab в Дубае с шикарными двухуровневыми номерами, к каждому из которых приставлен дворецкий (от 1500 USD в сутки). В Абу-Даби манит Emirates Palace, настоящий дворец на берегу моря, в окружении пышных садов (от 500 USD). В Пекине блистает Pangu 7 Star, в Милане — TownHouse Galleria, в Нью-Йорке — Mark, в Хайдарабаде (Индия) — Taj Falaknuma Palace.
Авторитетные рейтинги разных стран
Но сколько бы «звезд» ни приписывали отелям их владельцы или журналисты, законную силу имеют лишь те, что присвоены экспертами специальных организаций. Каких именно — зависит, опять же, от страны: где-то для инспектирования нужна государственная лицензия, где-то достаточно безупречной репутации и доверия публики. Скажем, в США непререкаемым авторитетом пользуется Американская автомобильная ассоциация (ААА), «украшающая» отели и рестораны бриллиантами вместо «звезд». Амбициозные заведения отправляют заявки на участие и ждут проверяющего, который заявится анонимно и без предупреждения, а позже выставит честную оценку.
Еще один известный американский рейтинг — Forbes Travel Guide, существующий с 1958 г. Инспекторы инкогнито путешествуют по 40 государствам и распределяют категории 4-5* и «рекомендовано» в соответствии с 900 (!) строгими стандартами. В 2019 г. больше всего гостиниц отметили в США, Китае, Канаде, Великобритании и Италии.
Наиболее уважаемый рейтинг Туманного Альбиона с 1912 г. составляет Автомобильная ассоциация Британии. Ее первый секретарь Эрнест Стенсон-Кук блестяще разбирался в алкоголе и придумал ранжировать отели так же, как бренди, с помощью 1-3*. На 5-балльную систему перешли недавно, вслед за остальными международными рейтингами. Присваиваемые «звезды» бывают черными и красными: первые — за выполнение единых требований к размещению, удобствам и сервису, вторые — за выдающиеся заслуги и гостеприимство.
А вот «Мишлен» — общепризнанный гарант качества ресторанов и мастерства шеф-поваров, и мало кто знает, что он награждает еще и отели. Вместе с дочерним предприятием Tablet, специализирующимся на эксклюзивных гостиницах, в конце прошлого года компания объявила о создании списка интереснейших точек размещения более чем в 100 странах мира. В список войдут как дорогие, так и демократичные отели, предлагающие гостям по-настоящему уникальный опыт, будь то погружение в аутентичную культуру или наслаждение архитектурно-дизайнерскими чудесами.
Владельцы отелей самостоятельно выбирают, к кому обращаться за оценкой и обращаться ли вообще. Хотя требования экспертов разнятся, ключевые детали, как правило, неизменны: площадь и оснащение номеров, спектр услуг, наличие ресторанов, бассейнов, спа. Некоторые предпочитают не участвовать в гонке и обходиться без звездно-бриллиантовых регалий, и это вовсе не показатель ненадлежащего качества. Гораздо хуже, когда на сайтах появляется не подкрепленная фактами информация, так что стоит всегда перепроверять официальные рейтинги.
Классификация российских отелей
В ряде стран — Бельгии, Дании, Греции, Италии — правила оценки устанавливает государство. Та же ситуация и в России: основа основ — правительственное постановление «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии». Экспертами выступают аккредитованные организации, проверяющие по солидному набору параметров как заведения в целом, так и здания, номера и персонал по отдельности.
Калькуляция сложная и тщательно прописанная, значение имеет каждая деталь: от напольного покрытия (1–3 балла) до наличия халата (2 балла), фена и табурета в ванной (по 1 баллу). Гостинице без внутреннего радиовещания и музыки в лифтах не светят максимальные 5*, а на 4* нельзя претендовать без защитного козырька и воздушно-тепловой завесы у входа. Правда, уют и душевная атмосфера цифровому выражению не поддаются, так что приходится опираться исключительно на сухой подсчет.
А чтобы таковым не ограничиваться, рекомендуем изучать отзывы постояльцев: недаром многие гостиницы сегодня делают ставку на популярные платформы типа Booking.com. Посетители подробно описывают впечатления с учетом действительно важных факторов, а их баллы складываются в среднее арифметическое — заветную цифру, которую самые расхваленные отели с гордостью вешают на дверях. И которая порой гораздо красноречивее «звезд», распределяемых беспристрастными профи.