
Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) — распространенный в России пассажирский самолет. Этот авиалайнер построен российской компанией «Гражданские самолеты Сухого» и активно используется для коротких перелетов. «Тонкости» выяснили, где в салоне «Суперджета» самые лучшие места, а также собрали несколько интересных фактов про самолет.
Летно-технические характеристики Сухого Суперджета 100
«Суперджет» — так называемый региональный самолет, предназначенный для перевозки небольшого количества пассажиров на короткие дистанции. Полное название модели — Sukhoi Superjet 100-95 (или SSJ 100-95).
SSJ 100 — довольно маленький самолет с длиной фюзеляжа чуть меньше 30 м (примерно как высота десятиэтажного дома). Для разбега ему хватает 2 км, а для посадки требуется меньше 1,5 км.
Скорость в полете у SSJ 100 — примерно 841 км/ч, что сопоставимо с такими самолетами, как Boeing 737 и Airbus A320. В полете «Суперджет» может подниматься на высоту более 12 км. На самолете установлены 2 небольших двигателя SaM146 — это совместная разработка России и Франции.
Вариант SuperJet 100-95B способен летать на расстояние почти в 3000 км, а вариант SuperJet 100-95LR (Long Range — «увеличенная дальность») — более чем на 4300 км. В основном SSJ-100 используют в России на внутренних рейсах. Однако его дальность позволяет летать и за границу: например, в Ереван, Тель-Авив или Анталию.
В зависимости от расположения кресел в салоне SSJ 100 может перевозить до 103 человек, если в салоне только экономкласс. При наличии бизнес-класса вместимость немного меньше. Для сравнения: в самых вместительных модификациях Boeing 737 может лететь около 200 пассажиров.
Лучшие места в салоне Sukhoi Superjet 100
Салон «Суперджета» имеет довольно необычную компоновку. Так как у самолета узкий фюзеляж, в одном ряду помещается только 5 кресел экономкласса: 2 слева и 3 справа от прохода. В бизнес-классе сиденья устанавливаются по 4 в ряд.
В отличие от более крупных самолетов, у SSJ 100 не так много значимых нюансов в выборе мест, которые могут повлиять на комфорт. В середине самолета расположено крыло, которое может перекрывать обзор, — стоит это учитывать при выборе места. На первом ряду увеличенное пространство для ног, но нет места для ручной клади — ее нужно будет положить наверх.
Так как SSJ 100 довольно небольшой самолет, по требованиям безопасности ему не нужны аварийные люки и дополнительные эвакуационные двери. Поэтому в «Суперджете» нет никаких особенностей у кресел в центральной части салона.
Схема салона и нумерация мест в самолете SSJ 100 различных авиакомпаний
Схема салона самолета Суперджет 100 авиакомпании «Азимут»
В «Азимуте» «Суперджет» — единственный самолет, причем в этой авиакомпании он летает сразу в 2 вариантах. В обоих случаях в салоне исключительно экономкласс с 5 сиденьями в ряду с расстоянием около 76 см — это стандартный шаг кресел на небольших самолетах, а также у лоукостеров.
В первом варианте самолет берет на борт до 100 пассажиров. У крыла находятся ряды с шестого по 12-й. Последний ряд (с ограниченным углом наклона спинки) — 20-й.
Во втором варианте вместимость — 103 человека за счет 3 дополнительных сидений в носовой части. У крыла находятся ряды с седьмого по 13-й, последний ряд (с фиксированной спинкой) — 21-й.
Схема мест в самолете SSJ 100 авиакомпании «Россия»
Раньше «Суперджеты» активно использовал «Аэрофлот». Позднее авиакомпания передала все самолеты этой модели своей дочерней компании «Россия».
В «России» SSJ-100 летают в 2 вариантах. В первом варианте в носу самолета расположено 12 кресел бизнес-класса с расстоянием между сиденьями примерно в 1 м. Дальше начинается салон экономкласса с расстоянием между креслами в 76 см. Ряды с седьмого по 12-й находятся около крыла. На последнем, 20-м, ряду ограниченный угол наклона спинки.
Схема салона самолета Суперджет 100 авиакомпании «Якутия»
Салон SSJ 100 в «Якутии» рассчитан на 103 пассажиров. Он на 100 % совпадает со вторым вариантом у «Азимута».
Расположение мест в самолете Сухой Суперджет авиакомпании Red Wings
У «Ред Вингс» «Суперджет» — основной эксплуатируемый самолет. Авиакомпания использует компоновку салона на 100 человек, которая полностью совпадает с первым вариантом SSJ 100 в «Азимуте».
Схема салона SSJ 100 авиакомпании «Ямал»
В «Ямале» у «Суперджета» есть бизнес-класс. В носовой части самолета находятся 8 комфортных кресел с расстоянием между сиденьями около 90 см. В салоне экономкласса расположено 85 сидений с шагом примерно в 76 см. Около первого ряда в экономклассе (он идет под номером 4) увеличенное пространство для ног, но там нельзя поставить на пол ручную кладь. Последний ряд (с фиксированной спинкой) — 20-й.
Расположение мест в самолете Сухой Суперджет авиакомпании «ИрАэро»
«Суперджеты» в «ИрАэро» летают в 2 вариантах: с бизнес-классом и без него. В версии с бизнес-классом в носовой части расположено восемь сидений с шагом около одного метра. Ряды с пятого по 11-й находятся около крыла. Последний, 19-й, ряд — с фиксированными спинками.
В варианте только с экономклассом SSJ 100 «ИрАэро» может взять на борт 100 пассажиров. Его компоновка идентична салонам «Суперджета» в «Азимуте» и Red Wings: всего 20 рядов (у последнего не откидываются спинки), ряды с шестого по 12-й — у крыла.
Что еще почитать по теме
- 15 интересных фактов о пассажирских самолетах
- Cхема посадочных мест в самолете Боинг 737-800
- Самые большие пассажирские самолеты
Интересные факты о Сухом Суперджете 100
- SSJ 100 — первый крупносерийный пассажирский самолет, который спроектирован и построен в современной России после распада СССР.
- Всего построено 232 самолета модели SSJ 100. Его выпуск прекращен, но прямо сейчас готовится к производству обновленная версия самолета — Sukhoi Superjet New (его второе название — SJ-100). В этом самолете намного больше отечественных компонентов, чем в его предшественнике. В том числе, на нем установлены локализованные двигатели, шасси, системы кондиционирования и управления, приборы и другие элементы.
- Взлетный вес SSJ 100 может доходить до 50 т. Это сопоставимо с весом 50 легковых автомобилей.
- Вместо традиционного штурвала пилоты управляют «Суперджетом» с помощью боковой ручки управления (так называемого сайдстика). Командир экипажа контролирует самолет левой рукой, а второй пилот — правой. Подобное решение распространено на самолетах Airbus, но среди российских гражданских лайнеров реализовано впервые.
- Внешне «Суперджет» очень похож на Boeing 737 и Airbus A320 (особенно если смотреть издалека). Главные отличия — в меньших размерах и отсутствии аварийных люков (у SSJ 100 только 4 двери: 2 в носовой части и 2 в хвосте). Кроме того, у «Суперджета» большие стекла в кабине пилотов, которые немного напоминают вытаращенные удивленные глаза. Еще один неочевидный признак: у SSJ 100 горизонтальный стабилизатор в хвосте немного сдвинут вперед, поэтому за ним еще остается часть фюзеляжа. У того же Boeing 737 стабилизатор расположен в самой дальней части самолета.
- Первый серийный самолет был передан в 2011 г. иностранному перевозчику — в армянскую авиакомпанию «Армавиа». Этот самолет поставил рекорд по дальности коммерческого перелета на SSJ 100, летая по маршруту между Ереваном и Барселоной (более 3500 км). Увы, у компании начались финансовые трудности, единственный «Суперджет» спустя чуть больше года вернули разработчику, а в 2013 г. «Армавиа» обанкротилась.
- Некоторое время несколько SSJ-100 летали в Brussels Airlines. Как и любая новая модель, «Суперджет» обладал своими особенностями, к которым авиакомпания оказалась не готова, несмотря на положительные отзывы пассажиров. В итоге бельгийский перевозчик отказался от «Суперджетов».
- За границей «Суперджеты» летали даже в Мексике в лоукостере Interjet — авиакомпании поставили 22 самолета. К сожалению, в 2020 г. перевозчик обанкротился.
- На базе SSJ 100 разработана бизнес-версия — Sukhoi Business Jet. В этом самолете вместо сплошных рядов сидений реализовано несколько зон: офис, комната отдыха, туалеты и спальня. Люксовый самолет может взять на борт до 19 человек. В отличие от базовой модели, Sukhoi Business Jet способен пролететь без посадок почти 8000 км — достаточно, чтобы преодолеть расстояние от Москвы до Владивостока.
- Помимо Sukhoi Business Jet существуют и другие версии «Суперджета», предназначенные для решения разных задач. Например, для нужд МЧС создан вариант самолета, на котором можно транспортировать лежачих больных. Несколько SSJ 100 используются в специальном летном отряде «Россия», который перевозит высших должностных лиц.
- Среди главных конкурентов SSJ 100 — канадский Bombardier CRJ и бразильский Embraer E-Jet. Обе модели встречаются в российских авиакомпаниях, правда, у летающих в России версий Bombardier CRJ вместимость заметно меньше.