Журнал/Что влияет на цену авиабилета после «короны»: подробный разбор с лайфхаками
ЖурналПолетели

Что влияет на цену авиабилета после «короны»: подробный разбор с лайфхаками

 
ronstik, iStock
    Журнал/Что влияет на цену авиабилета после «короны»: подробный разбор с лайфхаками
    ronstik, iStock
    Вы заметили, что авиабилеты в большинстве своем подорожали, иногда весьма заметно: попробуем разобраться, в чем причины и что с этим делать
    Анастасия Лебедева • 02 марта 2021

      Прогнозы ВОЗ наконец-то начали обнадеживать: количество заболевших постепенно снижается, и к началу следующего года пандемия должна сойти на нет. А пока страны ослабляют карантин, мир возвращается к доковидному ритму, и те, кто раньше не мог жить без путешествий, осторожно планируют поездки. И обнаруживают, что авиабилеты в большинстве своем подорожали, иногда весьма заметно: попробуем разобраться, в чем причины и что с этим делать.

      Кошмар аналитика

      Стоимость авиабилетов всегда была гибкой и зависела от спроса, сезонности и прочих факторов. Перевозчики преследовали две основные цели: продать пассажирам билеты по наибольшей цене, при этом по максимуму загрузив рейсы. Расклад в среднем был такой: 70–80 % билетов продавали ниже себестоимости, зато оставшиеся, дорогие, окупали весь перелет.

      В 1970-е гг. авиакомпании стали дифференцировать тарифы с учетом количества свободных мест, даты вылета и типа пассажиров: к примеру, туристы выбирают билеты заранее и гонятся за низкой ценой, а бизнесмены, летящие безотлагательно, способны заплатить больше.

      Вскоре для прогнозирования начали использовать автоматику, ведущую расчеты на основе истории продаж. Но пришел COVID-19, новые данные поступать перестали, поведение пассажиров в корне изменилось, и теперь спрогнозировать нельзя решительно ничего. Многие бизнес-процессы переведены в онлайн, билеты покупают в последний момент и чаще возвращают, ведь эпидемиологическая ситуация в странах резко меняется.

      Перевозчики в растерянности: рассчитать оптимальный тариф невозможно. А иногда и не нужно, как показали первые после долгого перерыва рейсы Москва — Минск в сентябре. Тогда они стоили 11 700 RUB в одну сторону, то есть вдвое больше, чем до пандемии. Причина в том, что для анализа и распределения мест по классам системе требовалось несколько часов, но пассажиры расхватали билеты быстрее, не глядя на то, что тариф максимален. Сейчас из Внуково в белорусскую столицу можно улететь за 6000 RUB.

      Колоссальные убытки

      Стоит ли говорить, сколь серьезные убытки понесли перевозчики за время пандемии. Они почти полностью лишились прибыли, а спрос на перелеты еще долго не восстановится. По прогнозам, выйти на прежний уровень доходов удастся не раньше, чем через 1,5 года после полной отмены ограничений. Компании сокращают расходы, как могут: например, еasyJet, заказавшая было у Airbus сразу две дюжины новеньких самолетов, была вынуждена отменить сделку.

      Появились новые требования безопасности: более тщательная дезинфекция, масочный режим, социальная дистанция — все это тоже влияет на цены.

      • Покупка авиабилетов, ноутбук
        /bm/3u/bm3u2lpate88ow8gg0cogg8s4.jpg

      Что с лоукостерами

      Самые сладкие цены на перелеты всегда предлагали лоукостеры вроде Wizzair и Ryanair, и многие считают, что именно они оправятся от потрясений раньше всех. Но нужно учесть, что низкая стоимость формируется лишь при полной загрузке среднемагистральных лайнеров (около 160 кресел в каждом) и достаточной частоте рейсов (минимум 4–5 перелетов для каждого судна в день). Иными словами, только значительный (и устойчивый) пассажиропоток поможет лоукостерам сохранить свою ценовую политику. Некоторые сдаются: недавно закрылись британская Flybe и немецкая Germanwings.

      В эпоху перемен рождаются тренды, которые раньше были немыслимы. Так, Qantas запустила экскурсионный «рейс в никуда» из Сиднея: пассажиры 7 часов любовались достопримечательностями с воздуха, а затем вернулись домой (билеты стоимостью до 2700 USD раскупили за 10 минут). А EVA Air организовала похожий рейс из Тайбэя в стиле Hello Kitty — с мультяшными котятами и угощениями от мишленовского шеф-повара на борту.

      Обманчивая щедрость

      Прошлым летом российские перевозчики внезапно снизили цены на билеты (на некоторых направлениях — в 2–3 раза). Международные авиакомпании до сих пор предлагают бесплатно менять дату вылета и отказываются от допуслуг (к примеру, от бортового питания), лишь бы сделать рейсы доступнее и не потерять клиентов.

      Но все это временно: во-первых, конкуренция ослабла, поскольку многие авиакомпании обанкротились. Во-вторых, большинство рейсов по-прежнему «на паузе», и как только самолеты вновь запустят по всем направлениям, цены возрастут: по мнению экспертов, к 2025 г. — как минимум на 27 % по сравнению с доковидным уровнем.

      Нечто похожее случилось после событий 11 сентября 2001 г. в США: сначала авиабилеты подешевели на 18 %, но через уже пару лет подорожали на 25 % от первоначального уровня.

      Чтобы покрыть хоть часть долгов, некоторые перевозчики (например, Ryanair) прекращают возврат средств за неиспользованные билеты, другие предлагают взамен ваучеры на будущие поездки. А кто-то изобретает новые, неожиданные источники дохода: Thai Airways и «Сингапурские авиалинии» продают путешественникам, соскучившимся по бортовой еде, фирменные наборы «воздушных» блюд. {

      • Мужчина, авибилеты и часы
        /d7/uf/d7ufvtivyuosg4s4ogc4w80oo.jpg

      Минутка лайфхаков

      Во-первых, не стоит бросаться покупать авиабилеты сразу, как только открываются направления: есть риск получить вместо них ваучеры. Лучше подождать несколько дней и тщательно перепроверить информацию: если в расписании резко появляются ежедневные рейсы из многих городов — это подозрительно, вводить их должны постепенно.

      Прежде чем брать билеты, всегда стоит зайти на сайт аэропорта и проверить, запланирован ли такой рейс на выбранные дату и время.

      Явно не стоит приобретать билеты на направления, пока не открытые официально. Важно, чтобы оставалась возможность возврата или обмена, даже если придется немного переплатить. Если поездка сорвалась из-за болезни, деньги можно вернуть в любом случае, предъявив медицинскую справку. А в остальном — ничего нового: летать дешевле без багажа и бронируя билеты заранее (но не слишком рано — сейчас это бессмысленно), а еще не помешает подписаться на уведомления об изменении цен, отслеживать акции и участвовать в программах лояльности.

      tabbar_no_yes
      Быстрый переход наверх