
Прогнозы ВОЗ наконец-то начали обнадеживать: количество заболевших постепенно снижается, и к началу следующего года пандемия должна сойти на нет. А пока страны ослабляют карантин, мир возвращается к доковидному ритму, и те, кто раньше не мог жить без путешествий, осторожно планируют поездки. И обнаруживают, что авиабилеты в большинстве своем подорожали, иногда весьма заметно: попробуем разобраться, в чем причины и что с этим делать.
Кошмар аналитика
Стоимость авиабилетов всегда была гибкой и зависела от спроса, сезонности и прочих факторов. Перевозчики преследовали две основные цели: продать пассажирам билеты по наибольшей цене, при этом по максимуму загрузив рейсы. Расклад в среднем был такой: 70–80 % билетов продавали ниже себестоимости, зато оставшиеся, дорогие, окупали весь перелет.
Вскоре для прогнозирования начали использовать автоматику, ведущую расчеты на основе истории продаж. Но пришел COVID-19, новые данные поступать перестали, поведение пассажиров в корне изменилось, и теперь спрогнозировать нельзя решительно ничего. Многие бизнес-процессы переведены в онлайн, билеты покупают в последний момент и чаще возвращают, ведь эпидемиологическая ситуация в странах резко меняется.
Перевозчики в растерянности: рассчитать оптимальный тариф невозможно. А иногда и не нужно, как показали первые после долгого перерыва рейсы Москва — Минск в сентябре. Тогда они стоили 11 700 RUB в одну сторону, то есть вдвое больше, чем до пандемии. Причина в том, что для анализа и распределения мест по классам системе требовалось несколько часов, но пассажиры расхватали билеты быстрее, не глядя на то, что тариф максимален. Сейчас из Внуково в белорусскую столицу можно улететь за 6000 RUB.
Колоссальные убытки
Стоит ли говорить, сколь серьезные убытки понесли перевозчики за время пандемии. Они почти полностью лишились прибыли, а спрос на перелеты еще долго не восстановится. По прогнозам, выйти на прежний уровень доходов удастся не раньше, чем через 1,5 года после полной отмены ограничений. Компании сокращают расходы, как могут: например, еasyJet, заказавшая было у Airbus сразу две дюжины новеньких самолетов, была вынуждена отменить сделку.
Что с лоукостерами
Самые сладкие цены на перелеты всегда предлагали лоукостеры вроде Wizzair и Ryanair, и многие считают, что именно они оправятся от потрясений раньше всех. Но нужно учесть, что низкая стоимость формируется лишь при полной загрузке среднемагистральных лайнеров (около 160 кресел в каждом) и достаточной частоте рейсов (минимум 4–5 перелетов для каждого судна в день). Иными словами, только значительный (и устойчивый) пассажиропоток поможет лоукостерам сохранить свою ценовую политику. Некоторые сдаются: недавно закрылись британская Flybe и немецкая Germanwings.
Обманчивая щедрость
Прошлым летом российские перевозчики внезапно снизили цены на билеты (на некоторых направлениях — в 2–3 раза). Международные авиакомпании до сих пор предлагают бесплатно менять дату вылета и отказываются от допуслуг (к примеру, от бортового питания), лишь бы сделать рейсы доступнее и не потерять клиентов.
Но все это временно: во-первых, конкуренция ослабла, поскольку многие авиакомпании обанкротились. Во-вторых, большинство рейсов по-прежнему «на паузе», и как только самолеты вновь запустят по всем направлениям, цены возрастут: по мнению экспертов, к 2025 г. — как минимум на 27 % по сравнению с доковидным уровнем.
Чтобы покрыть хоть часть долгов, некоторые перевозчики (например, Ryanair) прекращают возврат средств за неиспользованные билеты, другие предлагают взамен ваучеры на будущие поездки. А кто-то изобретает новые, неожиданные источники дохода: Thai Airways и «Сингапурские авиалинии» продают путешественникам, соскучившимся по бортовой еде, фирменные наборы «воздушных» блюд. {
Минутка лайфхаков
Во-первых, не стоит бросаться покупать авиабилеты сразу, как только открываются направления: есть риск получить вместо них ваучеры. Лучше подождать несколько дней и тщательно перепроверить информацию: если в расписании резко появляются ежедневные рейсы из многих городов — это подозрительно, вводить их должны постепенно.
Явно не стоит приобретать билеты на направления, пока не открытые официально. Важно, чтобы оставалась возможность возврата или обмена, даже если придется немного переплатить. Если поездка сорвалась из-за болезни, деньги можно вернуть в любом случае, предъявив медицинскую справку. А в остальном — ничего нового: летать дешевле без багажа и бронируя билеты заранее (но не слишком рано — сейчас это бессмысленно), а еще не помешает подписаться на уведомления об изменении цен, отслеживать акции и участвовать в программах лояльности.