Быть капитаном — это нечто большее, чем просто управлять транспортным средством на воде. Для многих — это воплощение свободы. Романтика паруса, соленых брызг и свежего ветра никогда не перестанет тревожить души.
Прежде чем встать за штурвал парусного судна, конечно, лучше вкусить прелести жизни простого матроса. Благо таких возможностей сейчас предостаточно. В России существует и активно развивается множество коммерческих компаний и просто дружеских сообществ, организующих любительские яхтенные мероприятия самых разных форматов, к которым можно легко присоединиться. Среди таких компаний, например, Silavetra или Sailing School.
Большие развлекательные регаты
Одним из самых приятных способов первого знакомства с яхтингом могут стать большие развлекательные регаты, в рамках которых устраиваются вечеринки, квесты, игры, фотосессии, любительские гонки, посещение интересных мест и достопримечательностей. В таких регатах могут принимать участие 10-20 яхт по 8-12 человек на каждой! Подобные мероприятия обычно проводятся в средиземноморских странах, в удобных акваториях без сильных приливов и отливов, штормов и опасной фауны, с возможностью остановливаться на ночь в маринах со всеми удобствами. Флотилия день за днём перемещается по определённому маршруту, при этом у каждого члена экипажа есть возможность поучиться азам яхтенного дела: вязать основные узлы, ставить паруса, помогать швартовать лодку. По вечерам — безудержное веселье, вечеринки, посещение клубов и ресторанов.
Яхтенные походы
Ещё один формат яхтинга, также не требующий опыта, — яхтенные походы. Это отдых в более уютной компании на 1-3 лодках, здесь нет такой организованной развлекательной программы, как на больших регатах. При этом концепция походов может быть самой разной: жаркая фиеста на Сицилии, виски-тур по Шотландии, экспедиция на суровые Фарерские острова, яхтинг по городским каналам Голландии. В таких походах можно получить серьёзный яхтенный опыт, а также увидеть просто невероятные пейзажи, ведь яхта способна доставить в такие места, куда невозможно добраться по суше.
Обучающие регаты
Некоторые яхтенные школы организуют специальные обучающие регаты, на которых, помимо практических навыков, можно получить теоретические знания и всерьёз подготовиться к самостоятельному управлению яхтой. Шкипером в этом случае обычно выступает опытный яхтенный инструктор. Такие регаты уже с трудом можно отнести к отдыху: придётся много работать, стоять ночные вахты, слушать лекции, решать задачки. Но полученный опыт будет бесценным.
Однажды попробовав яхтинг, остановиться практически невозможно. Неудивительно, что многие рано или поздно приходят к решению взять всё в свои руки и стать настоящими капитанами.
Озадачившись вопросом получения шкиперского сертификата и начав изучение законодательной базы, в первую очередь сталкиваешься с отсутствием чёткого международного правила о документах, необходимых для управления яхтой. Существует масса различных школ и организаций, выдающих сертификаты собственного образца, которые могут приниматься или отклоняться чартерными компаниями разных стран, и законы здесь весьма и весьма размыты.
Разбираться в этой теме можно очень долго, но в сухом остатке имеет смысл обратить внимание на 2 основные системы обучения: IYT (International Yacht Training) и RYA (Royal Yachting Association). Между обладателями сертификатов этих школ издавна ведётся «священная война» за первенство в отношении профессионализма и достоинства, однако ввязываться в эту перепалку не стоит: обе системы предоставляют качественное обучение, и их сертификаты принимают чартерные компании большинства стран. Основные уровни квалификации, на которые проводится обучение в этих школах, практически не различаются.
Первый уровень
Первый уровень — Competent Crew (матрос). Владелец такого сертификата не может самостоятельно управлять яхтой, но имеет опыт жизни на лодке, может выполнять основные виды работ на борту, знает все основные правила безопасности. В целом, подобные навыки можно получить и на обычных регатах, о которых мы говорили ранее, но в результате последовательного обучения такие знания будут более структурированными.
Второй уровень
Второй уровень — Skipper (яхтенный капитан). Это та самая первая заветная «корочка», которая позволит самостоятельно встать за штурвал яхты и красиво уйти в закат. В системе RYA эта квалификация называется Day Skipper, а в IYT — Bareboat Skipper. Обладатели таких сертификатов могут управлять яхтой в прибрежных водах в светлое время суток.
Обучение включает в себя теоретический и практический курсы. Теория в общей сложности изучается около 40 часов и включает в себя промежуточные тесты и финальный экзамен. Практический курс проходит на яхте в течение 1-2 недель в спокойной акватории (обычно это Греция или Хорватия) в группе 5-7 человек с сертифицированным инструктором. Студенты учатся швартовать лодку, бросать якорь, управлять парусами, определять своё местоположение по маякам и прокладывать курс.
Третий уровень
Третий уровень — Yachtmaster (яхтмастер). На самом деле это общее название для целой серии квалификаций, которые могут ограничивать (или не ограничивать) право управления яхтой по признаку удаления от береговой линии, времени суток и погодных условий. Разбираться в этих нюансах имеет смысл уже после получения сертификата шкипера, когда захочется усовершенствовать свои навыки.
Если говорить о различиях в обучении RYA и IYT, основным будет то, что преподавание в RYA проводится только на английском языке. Причина в том, что RYA — это британская организация, и, как и всё истинно британское, эта система предельно консервативна и преисполнена чувством собственного достоинства. Открыть школу RYA в другой стране имеет право только гражданин Великобритании, а за всеми инструкторами ведётся неустанный контроль. Поэтому в России обучение по системе RYA не так распространено.
Система IYT в этом смысле гораздо более демократична, учредителем такой школы может стать гражданин любой страны, а обучение можно вести на любом языке. Однако здесь нужно отметить, что без языка в любом случае не обойтись, так как бронирование лодок, запросы стоянок и всё прочее общение с чартерными компаниями и маринами подразумевают уверенное владение шкипера английским языком.
В России на обучение по системе RYA сертифицирована компания Кабестан, а по системе IYT — AMC Yacht Training Center, SILAVETRA и другие.
Стремление стать капитаном само по себе достойно большого уважения. Главное — помнить, что капитан несёт ответственность не только за сохранность лодки, но и за жизнь и здоровье экипажа. Поэтому к обучению и последующей практике нужно относиться серьёзно и думать прежде всего о безопасности, а не о том, как красиво нос вашей яхты рассекает волны.