Спорт на грани возможного
Каждый, кто успел попутешествовать по дальним странам, скорее всего, без труда сможет припомнить встреченных на терминалах зарубежных аэропортов туристов особого вида: с загорелыми обветренными лицами, с прочными рюкзаками вместо обычных сумок-чемоданов — и с чехлами всевозможных форм и размеров, покрытыми названиями спортивных брендов.
Вспомнили? Познакомьтесь: это — спортсмены-экстремалы, поклонники одного из самых быстроразвивающихся и перспективных видов отдыха. Главный вопрос этой статьи звучит так: где заканчивается просто «спорт» — и начинается «спорт экстремальный»?
Любой спорт, и экстремальный, и обычный — это силовые упражнения, тренировки, преодоление страха, лени, привычки к комфорту. Для любого спорта нужна физическая подготовка, сила воли и стремление к лучшим результатам. Но только в экстремальном спорте появляется некий новый компонент — «добровольный риск». Именно его присутствие и делает спорт захватывающим, адреналинозависимым — то есть экстремальным. Экстремальный спорт — это балансирование на некой грани между победой и реальной опасностью, противостояние силам природы, внешним (объективным) и внутренним (субъективным) обстоятельствам.
При занятиях, скажем, распашной греблей самая большая опасность — не уложиться в нормативы, а во время сплава по горным рекам на рафте спортсмен, в случае несоблюдения правил безопасности и при недостаточной квалификации, рискует собственным здоровьем. И даже жизнью, как это было зимой на реке Юрункаш. Суть занятий экстремальными видами спорта состоит в том, чтобы экстремал умел не только противостоять силам природы и преодолевать их, но и мог предельно точно оценивать свои силы и возможности.
Экстремальные виды спорта (например, дельта- или парапланеризм, рафтинг), связанные с повышенным уровнем риска, требуют от туриста не только физической, но и психологической подготовки, расчёта, а также ответственной смелости. Люди считают экстремальные виды спорта опасными, но опасность возникает только тогда, когда появляется необдуманность действий и теряется инстинкт самосохранения.
Варианты зимнего экстрима
В последнее время зимний экстрим начал набирать обороты: такие дисциплины как gibbing (выполнение сложных фигур на трамплинах и перилах) и freeride (катание по целине), вошли в моду у молодёжи. Вообще, сноуборд и лыжи в любых своих экстремальных направлениях набирают популярность — на многих горнолыжных курортах проходят соревнования и съезды прорайдеров (профессионалов райдинга, мастеров-экстремалов), дающих там мастер-классы.
В сезоне 2008-2009, судя по всему, будут на пике такие виды слаломного экстрима, как хели-ски (выброска на лыжах на горную вершину из вертолёта и спуск по горной целине) и хели-борд (то же самое, но на «доске»). А также сноу-каякинг (спуск по снегу с горной гряды на каяке), который приобрел массовость за рубежом ещё в прошлом году и уже влился в культуру русского экстрима.
Правда, если, скажем, Канаде и США уже насчитывается более 4 млн. владельцев снегоходов, то в России езда на них только набирает обороты.
По-прежнему находит множество поклонников кайтинг — уникальное спортивное направление нового столетия. Кайт — это буксировочный параплан (в переводе с английского «воздушный змей»), применяемый как средство для буксировки с использованием силы ветра. При буксировке по снегу или льду в этом виде спорта могут применяться различные средства скольжения — горные или простые лыжи, сноуборд или что-либо ещё. Кайт позволяет развивать скорость, превосходящую скорость ветра в несколько раз. Реально достижимая для рядовых спортсменов скорость «кайтания» — 70-80 километров в час. При катании на кайте можно совершать прыжки-полёты до нескольких метров в высоту (фристайл) или идти под различным углом к ветру, даже под острым — около 40° между направлением ветра и направлением движения.
Продолжает пользоваться популярностью сноубординг, модифицируясь и трансформируясь во всё новые и новые свои подвиды и разновидности (например, биг-эйр- прыжки со специального трамплина, халф-пайп — слалом в своеобразной полутрубе из снега, и бордеркросс — гонки на сноуборде на скорость по трассе с буграми, трамплинами и канавами).
Наконец, есть ещё и совершенно новый вид экстремального отдыха, джайлоо-туризм — жизнь в первобытном племени, с полным и принципиальным отказом ото всех изобретений цивилизации. Экстремальней его сегодня — только космический туризм.
Места и страны
В принципе, экстремальными видами спорта можно заниматься везде — но не везде для этого одинаковые условия. Под разные виды экстрима надо выбирать свои места. Для занятия рафтингом, например, хорошо подходят Алтай, Башкирия, Финляндия, Кения, Колорадо и Кольский полуостров. Но самым лучшими сплавными маршрутами считаются реки Непала.
Великолепным полигоном для зимних видов экстрима станут горные склоны Приэльбрусья, Урала, опять же Колорадо, Италии, Испании, Франции, Австрии, Финляндии, Швейцарии и Швеции. Отличные условия для скольжения на сёрф-доске, а также для занятий вейкбордингом и кайтингом (в его морском варианте) — в Индонезии, Египте, Малайзии, Японии, на Антильских, Мальдивских островах и западном побережье Африки. Ну и, конечно же, на атлантическом и тихоокеанском побережьях Америки.
А вот для занятий бейсджампингом (это отдельная экстремальная дисциплина парашютизма, при которой прыжки совершаются с неподвижных объектов) не так важны климатические и географические условия, сколько наличие природных или созданных человеком высотных объектов — скал, утёсов с отвесными стенами, мостов, небоскрёбов, башен и высотных промышленных объектов.
Минздрав предупреждает
Активные занятия, упражнения, нагрузки на природе вкупе с положительным эмоциональным зарядом укрепляют здоровье спортсмена, дают возможность отдохнуть от городского шума и суеты, забыть о повседневных заботах и проблемах. Но, как уже упоминалось, во время занятий экстремальными видами спорта человек испытывает высокий уровень эмоционального напряжения, которое оказывает воздействие на все функциональные системы организма. Быстрое изменение привычных условий жизнедеятельности человека сопровождается стресс-синдромом, способствующим мобилизации всех ресурсов. Скорость и качество такой адаптации, а значит, и реакция на создавшуюся ситуацию, в значительной степени зависят от состояния этих ресурсов.
Вопрос возраста здесь не самый главный. Необходимо не только научиться правильно выполнять те или иные механические действия, но и уметь правильно использовать ресурсы своего организма, выработать реакцию, выносливость, стойкость. Для каждого человека существует свой уровень экстрима — его просто нужно правильно определить. Например, для занятий дайвингом необходима хорошая устойчивость к перепадам давления, выносливость, для скейтборда — отличная реакция и натренированные мышцы ног, а для того, чтобы серьезно заниматься кайтингом, необходимо накачать мышцы рук и торса, чтобы правильно управлять своим телом во время изменения траектории кайта.
Вряд ли можно говорить о существенных ограничениях для занятий экстремальными видами спорта. Например, я знаю дайверов (и не одного), комфортно чувствующих себя под водой без ног. Безногие альпинисты, конечно же, при наличии специальной экипировки и известной помощи, покоряют горные вершины, труднодоступные и для здоровых людей. Да, их спорт требует более тщательной подготовки и значительных усилий, но не становится для них невозможным — если есть настрой и непреодолимое желание покорить свою «высоту».
Продуманное, дозированное применение физических и психических нагрузок в экстремальных видах туризма может стать весьма эффективным средством восстановления. А вот перебор с ними может превратить активный отдых в изнурительный труд, порой с отрицательными последствиями для здоровья. Любой вид экстремального туризма, где речь идёт, прежде всего, об опасности для жизни и здоровья спортсмена, требует своей специальной подготовки. Если такая подготовка проведена на нужном уровне, риск сводится к допустимому минимуму.
Для кого
Советовать «со стороны», каким именно видом следует заняться тому или иному путешественнику — дело малоперспективное: к своему спорту человек приходит сам. Тут всё зависит от его внутреннего потенциала, от понимания необходимости физической и духовной подготовки.
В 1952 году молодой француз Ален Бомбар на небольшой надувной резиновой лодке без запасов воды и пищи пересёк Атлантический океан, питаясь морским планктоном и выловленной в океане рыбой, а вместо воды используя выжатый из той же рыбы сок. Этот пример наглядно подтверждает постулат: вера в свои силы и умение сохранять хладнокровие помогают преодолеть даже самые сложные препятствия. Поэтому экстремальный спорт — это способ не только проверить себя, но и улучшить, закалить, усовершенствовать своё «я». И здесь нет ограничений.
Технические вопросы
По своим основным компонентам тупракет для экстремала принципиально ничем не отличается от турпакета в рамках стандартного отдыха. Он включает в себя ваучер на тот или иной объект размещения (отель, яхту, кемпинг и т. п.), трансфер, питание и экстрим-программу, а также билеты и страховку. Плюс стандартная «памятка туриста» по стране, а в дополнение к ней — памятка по тому виду экстремального спорта, которым путешественник собирается заняться. Например, дайверская памятка будет посвящена правилам погружений в том или ином месте, так будет указано, какая квалификация и какое снаряжение для этого необходимы. Любители зимних видов экстрима получат список снаряжения, более всего подходящего для данных условий, узнают распорядок жизни на курорте, категории горнолыжных трасс и т.д.
Большинство экстремалов, кроме своих личных вещей, обычно перевозит с собой ещё и оборудование. Весить оно может немало: экипировка «просто дайвера» — до 30 кг, а дайвера-фотооператора — и до 50 кг. Поэтому всегда следует обращать внимание на вес разрешённого к провозу багажа. Большинство авиаперевозчиков разрешает к провозу в виде ручной клади 7-9 кг, а в багаже — до 20 кг. А за перевес туристу придётся доплатить весьма приличную сумму, которая вполне может сравняться с ценой наземной программы отдыха. Если же речь идёт о бюджетных компаниях на внутренних рейсах, то разрешённый вес багажа у них — не более 10-15 кг. Причём возможности доплаты за «лишние килограммы» может не быть в принципе.
Что касается страхования, тут надо иметь в виду, что стандартная медстраховка покрывает расходы на обычное лечение в результате несчастного случая в пределах 5-10 тыс. USD, и то — только опредёленный перечень медицинских услуг. А стоимость транспортировки и лечения дайвера в барокамере после баротравм или «вывоза» горнолыжника с трассы на вертолёте вполне могут превысить 30 тыс. USD. Поэтому, кроме обычной страховки, экстремалам всегда следует «прикрываться» страховками по специальным программам в специализированных компаниях, имеющих службы именно в тех районах, куда они отправляются. Это действительно важно.
Ещё один момент, «аэропортовый». Часто международные перелёты совершаются на базе одних терминалов, а перелёты внутри страны — на базе других. Расстояния между этими терминалами могут быть весьма существенными. Для человека с внушительным багажом (а тем более — для целой группы) такие марш-броски «с полной выкладкой» могут стать серьёзной проблемой. Поэтому следует заранее побеспокоиться о резервировании трансфера между терминалами.
Экстрим сегодня — один из самых перспективных видов туризма, который привлекает к себе все больше людей. Появляются новые места для активного отдыха — как искусственные, например, горнолыжные курорты, так и места, созданные самой природой, о которых люди раньше и не подозревали. Возникают всё новые и новые виды экстремального отдыха и спорта.
Анатолий Гладышев, генеральный директор компании «Арт-Экстрим Клуб»