Морские круизы — FAQ
Нынешнюю статью по морским круизам мы решили посвятить тем их деталям и особенностям, невнимание к которым может здорово подпортить отдых.
Что включено в стоимость круиза, а что — нет?
В стоимость обычно включается: размещение в каюте выбранной категории, все питание на борту — завтрак, обед, полуденный чай, ужин, буфет для полуночников (кроме алкоголя, но в некоторых случаях он тоже включен), все развлекательные программы на борту, пользование палубным инвентарем и спортивным оборудованием, включая бассейны, а также плавсредствами для посадки и высадки в портах, где корабль не причаливает к пристани. Дополнительно оплачиваются портовые и топливные сборы (как правило, при бронировании), спиртные напитки, услуги индивидуального характера (массаж, стирка и глажка одежды, процедуры в спа-центрах, покупки на борту и так далее), береговые экскурсии и чаевые персоналу.
При оформлении круизного тура всегда следует уделять особое внимание дополнительным услугам, которые чаще всего не входят в стоимость основной программы: авиабилетам, медицинской страховке на весь срок поездки, дополнительному проживанию в гостиницах, трансферам и визам.
На какую дату бронировать перелет?
Настоятельно рекомендуется выбирать рейс, прилетающий за день до начала круиза: так вы сможете избежать нервотрепки в случае задержки рейса. Это касается не только чартерных, но и регулярных рейсов. Не все порты посадки находятся рядом с крупными аэропортами, и иногда от аэропорта до порта приходится добираться пару-тройку часов. А если элементарная пробка? Никто не будет виноват, но корабль непременно уйдет, не дожидаясь опоздавших. А догонять его стоит немалых нервов и средств.
Какие нужны документы?
Главный документ — круизный билет. Выглядеть он может по-разному, но обычно это книжица, похожая на авиабилет, только значительно толще и напечатанная на более плотной бумаге.
Основные разделы круизного билета:
- маршрут круиза, информация по бронированию (номер бронирования), ваучер на круиз, время начала регистрации на посадку, время посадки, контактная информация круизной компании и корабля;
- анкета (boarding form) — лучше ее заполнить заранее, но можно сделать это и в порту;
- указания, как добраться до пирса, адрес порта, общая информация о порте (в том числе о парковках в здании морского терминала);
- ваучеры на дополнительные услуги, заказанные через круизную компанию (отели до и после круиза, трансферы, экскурсии);
- описание портов, предлагаемых на борту экскурсий и других услуг;
- багажные бирки на посадку.
Ваучеры на «другие» услуги появятся только при условии, что эти услуги были заказаны через круизную компанию. Соответственно и выдадут их те, у кого они были заказаны — отдельными документами.
Кто и как должен позаботиться о багаже?
Очень важный момент, о котором никогда не будет вредно лишний раз прочитать: о своем багаже нужно будет позаботиться самим!
Багажные бирки на посадку — аналог бирок, которые прикрепляют на багаж при регистрации на авиарейс. Бирки эти на клеевой основе и крепятся на ручки багажа (на ручную кладь их прикреплять не надо). На каждой либо уже напечатаны, либо надо написать самому следующие данные: имя и фамилию (латиницей), дату посадки, порт посадки, имя корабля, номер каюты. Если багажных бирок нет в билете, надо узнать как, где и когда их получать. Бирок обычно вполне достаточно: 4-6 на каюту. Круизные багажные бирки лучше крепить на чемоданы непосредственно перед выездом в порт, чтобы потом не делать этого впопыхах в пассажирском терминале.
Стоит застраховать багаж от утери и повреждения. Круизные компании регламентированы в этом вопросе международными соглашениями и выплачивают сравнительно небольшие компенсации.
Как происходит посадка на корабль?
Регистрация на судне как правило начинается за 3 часа до отплытия. Последовательность действий туристов по прибытии в порт:
- Сдать багаж носильщикам, для доставки его в каюту туристов (предварительно внимательно проверив наличие багажных бирок).
- Пройти регистрацию на круиз. Найти нужную стойку регистрации можно либо при помощи одного из служащих, либо по указателям с именем корабля. Для регистрации потребуется загранпаспорт и круизный билет. После регистрации туристам возвращают билет и паспорт, сообщают время посадки на корабль и выдают круизную карту. Круизная карта (Cruise Card) — один из двух самых важных документов на круизе. Эта карта одновременно служит и средством оплаты на борту, и посадочным талоном (по аналогии с авиа), и магнитным ключом от каюты. Обычно для ее получения необходимо зарегистрировать кредитную карту или внести депозит наличными.
- Когда подойдет время посадки, без пяти минут круизерам останется пройти иммиграционный контроль и службу безопасности корабля. При этом понадобится круизная карта, паспорт и непосредственно личность туриста — чтобы сфотографировать для базы данных пассажиров корабля.
- Оказавшись на борту, нужно подойти на «ресепшн» и сдать паспорт. Последняя формальность — визит к администратору ресторана, чтобы узнать номер своего столика и смены питания.
Как производятся расчеты на борту?
На борту всех кораблей действует система безналичного расчета: для оплаты всех расходов туристы используют круизную карту. Пассажиру выдается чек на подпись, и на его Cruise Card записываются все израсходованные средства. Настоятельно рекомендуется сохранять все чеки до конца круиза. Если во время круиза баланс карты приблизится к нулю, ее владельца попросят внести дополнительные средства на счет. По окончании круиза потраченную сумму списывают с кредитной карты или с депозита.
Кому и сколько дать «на чай»?
«Круизные чаевые» предназначаются для персонала, который лично обслуживал туристов: стюарда каюты, официантов и метрдотеля. Их размер зависит от продолжительности круиза, региона плавания и политики круизной компании: эту информацию можно найти на официальных сайтах круизных компаний или узнать у туроператора. В последнее время получил распространение вариант «предоплаченных чаевых», которые можно сразу включить в счет при бронировании каюты.
Что в конце?
Круиз заканчивается, и пассажирам пора готовиться к сходу на берег. Вечером в каюту принесут багажные бирки. На этих бирках написано время, когда пассажиры будут покидать корабль. Если это время не устраивает — например, туристы торопятся в аэропорт или, наоборот, им спешить некуда — можно подойди к своему стюарду и попросить поменять время схода на берег. Чтобы багажом занялись службы корабля, нужно прикрепить бирки на каждое место багажа и до ночи выставить его за дверь каюты в коридор.
Примерно в час последней ночи плавания круизная карта перестает работать в качестве средства оплаты: с этого момента все дополнительные услуги надо оплачивать наличными. Распечатку итогового счёта по карте положат в почтовый ящик у двери каюты — утром его можно проверить и, если там все правильно, погасить.
В установленное время туристы выходят в порту, получают свой багаж, проходят таможенный и иммиграционный посты.