Большая регата
Если вас утомило пассивное пляжное ничегонеделание и сухопутная «экскурсионка», вдруг потянуло на солёный морской ветер и бескрайние просторы океана — отправляйтесь в плавание. Причём не просто в круиз, а в самое настоящее, всамделишное морское путешествие на борту яхты. Только не забудьте сперва изучить эту статью: благодаря ей вы не только обойдёте многие «подводные камни» этого вида отдыха, но и сможете верно оценить, «потяните» ли все накладные расходы.
Подавляющее большинство яхт сейчас принадлежит специализированным компаниям, которые сдают их под «чартер», то есть в аренду. Яхты все разные, их уровень и сервис на борту зависит и от комплектации, и от года выпуска, и от оператора. Корпуса небольших судов сейчас делают из лёгкого пластика, устойчивого к механическим повреждениям. Палубы покрыты ароматным, не гниющим и не разбухающим от влаги тиковым деревом, а внутренняя отделка, как правило — из махагони (тропического растения с твёрдой древесиной).
Классификаций яхт много. По цели использования их делят на гоночные, туристические (прогулочные) и крейсерские. По способу приведения в движение — на парусные, моторные и парусно-моторные. Кроме того, существует деление яхт по водоизмещению, уровню отделки и комфорта, форме корпуса и т. д. Современные моторные яхты могут развить скорость до сорока узлов (1 узел равен 1,82 км/ч), в то время как парусные способны двигаться не быстрее десяти узлов. Дизайн парусных (и парусно-моторных) яхт сильно отличается от моторных: мачты, реи, такелаж, киль — всего этого у «моторок» нет.
Cruise.ru — сервис по бронированию морских круизов. Цены как у операторов.
MSC, Astoria Grande, Swan Hellenic.
Русскоязычные группы.
Основные направления:
Средиземное море • Персидский залив (безвизовые круизы)
Азия • Арктика • Антарктика
Круизы на комфортабельных лайнерах с высоким качеством сервиса.
Ультра-роскошные мега-яхты и лайнеры, даже в Антарктике и на Северном полюсе!
Scenic, Ponant, Silversea, Emerald, Aqua — лучшие круизные компании мира. Без наценки.
Опыт в круизах более 22 лет. Русские группы: Япония, Бразилия и Уругвай, Новый год в Индонезии, Ежегодный круиз в Антарктиду, Северный Полюс
Без оглядки на ветер
Моторные яхты — обычно самые роскошные, самые оснащённые технически и, соответственно, самые дорогие по стоимости аренды. Почти все они оснащены стабилизаторами — специальными механизмами, которые сокращают амплитуду колебаний яхты во время хода и предотвращают укачивание пассажиров на борту. Все моторные яхты сдаются в аренду с экипажем, а все прочие параметры — размеры, вместимость, степень комфорта и уровень сервиса на борту — зависят только от запросов (и платежеспособности) заказчика. Яхты этого типа могут быть небольшими, рассчитанными всего на 6 гостей, а могут быть и очень просторными, способными принять на борт до 40 пассажиров.
Под парусом
Парусные яхты бывают круизными и спортивными. Первые оборудованы каютами, вторые рассчитаны на непродолжительные скоростные регаты, поэтому ни кают, ни «хардтопов» (кабин с крышей) там нет — только парус и облегчённый корпус. Парусные яхты обычно оснащены всем необходимым: магнитным компасом, лагом, эхолотом, GPS-системой, радиостанцией, навигационным компьютером и даже автопилотом. Если вы — профессиональный яхтсмен с международной лицензией на управление парусной яхтой, можете арендовать судно без шкипера. Ну а если такой лицензии нет, «в комплекте» с яхтой непременно понадобится капитан, который и поведёт судно.
Золотая середина
Парусно-моторная яхта — самый экономичный тип лодки: запускать двигатель можно в штиль и при заходе на сложную стоянку, а в остальное время наслаждаться спокойным ходом под парусом. Парусно-моторные яхты отличаются роскошным внутренним убранством и интерьером из сосны, красного дерева, дуба и других ценных пород древесины. Спектр парусно-моторных яхт очень широк: начиная от яхт небольшой длины, рассчитанных на 2-8 пассажиров, и заканчивая большими и комфортабельными трёхпалубными «океанскими» яхтами класса «luxurious». Они имеют внушительные размеры и отличаются комфортом на уровне «пятизвёздных» гостиниц. Все парусно-моторные яхты сдаются в аренду с экипажем, численность которого по желанию заказчика может варьироваться от одного-двух (капитан и кок) до десяти (капитан, кок, обслуживающий персонал).
Проблема выбора
Какую же яхту выбрать для круиза? Вот несколько ремарок, которые помогут в выборе: во все времена именно парусные яхты считались самым «аристократическим» судном для отдыха на море. Недаром короли Испании, Норвегии и других стран — парусные гонщики очень высокого класса, правда, «пересевшие» впоследствии на парусные мегаяхты. Все яхты российских императоров были парусными, а, например, Тед Тёрнер — нынешний владелец CNN, был шкипером одной из гоночных яхт победителей Кубка Америки. И этот список можно продолжить. Отдых на парусной яхте рассчитан на людей активных — при желании за время отдыха можно даже научиться управлять яхтой и парусами. Вместе с тем, путешествие на моторной яхте обеспечивает клиенту значительно больше комфорта: этот вариант подходит для людей, склонных скорее к «пляжному» отдыху, чем к энергичному времяпрепровождению.
Для людей, предпочитающих активный отдых, на борт яхты может быть загружен виндсерфинг, спинакер (дополнительный парус), комплект оборудования для дайвинга. Кроме того, для них можно подобрать маршруты, позволяющие в полной мере ощутить мощь стихии или даже принять участие в настоящей парусной регате. Ну а более спокойные путешественники смогут получить удовольствие от океанической рыбалки.
Что на борту?
Современные яхты оборудуются таким образом, чтобы обеспечить возможность автономного длительного плавания. Поэтому в стандартное оборудование, как правило, входит газовая плита с запасом газа, один или несколько санузлов с горячей водой и ёмкости, обеспечивающие достаточный запас пресной воды и топлива. В яхтах большого размера (от 36 футов) обычно есть холодильник. Условия жизни на яхте вполне сопоставимы с оснащением хорошего гостиничного номера, а иной раз и превосходят их. Даже каюта самого демократичного класса bareboat вполне приемлема для комфортного отдыха вдвоём. А уж если речь идёт о яхтах класса «люкс», то там обстановка поразит изяществом и продуманностью каждой мелочи. Другое дело, что во время круиза в каюте обычно никто не засиживается — там, в основном, только ночуют, проводя большую часть времени на палубе. В кают-компании благополучно размещаются пять-шесть человек: большой стол, мягкие диваны и музыка создают там приятную атмосферу для общения.
Команда
Экипаж яхты комплектуется исключительно из профессионалов, которые берут на себя хлопоты по управлению судном, поддержанию чистоты на борту и в каютах, заботу о системах жизнеобеспечения и, разумеется, питание пассажиров.
Согласно международной конвенции от 1978 года основными обязанностями судового экипажа являются охрана человеческой жизни, сохранности имущества на море, а также защита морской среды. Остальные обязанности «прописываются» законодательством страны, под флагом которой ходит судно, и его владельцем. Каждый член экипажа обязан строго выполнять только те задачи, которые входят в его контракт с владельцем. Члены экипажа не несут ответственность за пассажиров, их поведение и маршрут прохождения яхты. Их задача — обслуживать полноценное функционирование судна и удобство пребывания пассажиров на борту.
Маршруты
Маршрутов для круизов на яхте — великое множество. Более всего популярны путешествия по Средиземному морю, к островам Карибского бассейна, Сейшелам и Канарам. Разумеется, финальный выбор во многом зависит от сезона.
В зимний период яхты бороздят моря южного полушария. Основные пункты назначения — Полинезия, Сейшелы, Мальдивы, Таиланд, Карибы и Багамы, причём последние два бассейна одинаково популярны и для судов небольшого водоизмещения, и для яхт класса «luxurious». Достаточно тепло в это время и на юге Франции, а также на Канарских островах.
В летнее время «пальма первенства» принадлежит, конечно же, Средиземному морю. Яхт-клубы Греции, Испании, Италии, Хорватии, Франции и Турции работают в это время с максимальной нагрузкой. Но самой высокой популярностью всё-таки пользуются воды Эгейского и Адриатического морей.
Цены
Стоимость аренды яхты зависит от её оснащения, а также от того, сдаётся ли судно с командой или без, либо только с капитаном (шкипером). Также на стоимость фрахта влияет маршрут, регион пребывания и выбор между путешествием в один конец или с возвращением в порт отплытия.
Например, стоимость фрахта без команды в Греции 16-метровой яхты типа Bavaria, рассчитанной на 6 пассажиров, составит в неделю 3800 EUR (не включая перелёт, трансфер от аэропорта до порта, визы, личную страховку, питание пассажиров и плату за стоянки в портах). А стоимость такой же яхты, но уже с командой, может колебаться в пределах 7500-9800 EUR. Если такая яхта курсирует в районе Эгейского моря, а заказчик планирует использовать её в Ионическом море, то перегон судна обойдётся ему от трети до половины стоимости фрахта.
Аренда яхты переходного класса «crewed» с командой в том же регионе будет 10-15 тысяч EUR в неделю, а без команды стоимость этой же яхты составит 5-9 тысяч. При этом аренда яхты в Турции при прочих равных условиях будет стоить дешевле на 2-3 тысячи.
А стоимость яхт класса «luxe», достигающих 60 метров в длину, может составить уже 20-70 тысяч EUR и более. Причём эти суда вряд ли имеет смысл брать без команды, достигающей 15-20 человек — от капитана до горничной.
Что входит в цену
В стоимость чартера обычно включается сам фрахт, страховка яхты и заработная плата команды. НДС и прочие налоги учитываются отдельно. В зависимости от условий типового контракта в стоимость включается питание команды и некоторые другие расходы. Все прочие расходы, не предусмотренные типовым контрактом, несёт клиент — владелец чартера.
Страховка яхты обычно осуществляется в форме депозита, который возвращают сразу после поездки, если с яхтой ничего не произошло. Если же во время фрахта произошли какие-либо повреждения яхты, их устранение оплачивается из общей суммы депозита.
В некоторых компаниях помимо депозита удерживают сумму страховки за сохранность яхты от всех обычных рисков, предусмотренных для судов данного размера и типа. Эта сумма составляет приблизительно 20-35 EUR в день. Размер возвращаемого депозита в этом случае заметно меньше — около 350 EUR вместо обычных 1200—1600 EUR.
Разумеется, все пассажиры яхты тоже должны быть застрахованы. Обычно применяется та же схема страхования, что и при обычной турпоездке, когда стоимость недельного страхового полиса составляет 20-30 EUR. Все вопросы страхования судна, экипажа и пассажиров согласовываются с владельцем судна и прописываются в контракте.
Стоимость чартера может меняться в зависимости от местоположения яхты в пределах внутренних вод ЕС. НДС (VAT), который в странах Средиземноморья составляет в среднем около 20%, в прайс-листы обычно не вносят. «Местные» налоги также могут изменяться вне внутренних вод ЕС. Некоторые яхты имеют так называемую «коммерческую регистрацию» и налогом не облагаются.
Аренда
Арендовать яхту можно непосредственно у чартерного оператора, через иностранное или российское агентство. В последнем случае вы будете общаться на русском языке, а во всех остальных потребуется как минимум знание английского. Цена же будет одинаковой во всех трёх вариантах: оператор предоставляет агентствам комиссию. Русскоговорящего капитана, если заказ яхты производится с командой (skippered charter), можно получить только при заказе через российское агентство.
Срок чартера кратен неделе, а начинается и заканчивается обычно в субботу. Нестандартный срок, как правило, стоит дороже и в высокий сезон практически недоступен. За пару месяцев до поездки выбор существенно уменьшается, а за месяц остаются только спецпредложения. Они обычно связаны с переходом в один конец (one way), причём чаще всего в «неудобном» направлении.
Прежде чем заказать чартер яхты, необходимо определиться с числом путешественников. Чартер отдельных кают встречается на трансатлантических маршрутах, но в основном яхты берутся «напрокат» целиком. Разумеется, яхту можно арендовать и на двоих, и на одного — но разумными цены становятся в пересчёте на четверых и более отдыхающих. Для капитана требуется отдельная каюта — это следует учитывать при выборе яхты.
При заказе яхт-чартера клиент заполняет специальную анкету, позволяющую ему чётко сформулировать свои требования к услугам на борту. В первую очередь, особенности питания, специальный заказ на продукты и напитки (например, вегетарианские блюда, наличие марочных вин, дорогие сортов виски, минеральной воды определённой марки, чёрной икры и т. д.) Учитываются предпочтения по наличию на борту цветов, газет, музыкальных записей, компьютерных игр и т. п., а также сведения о медицинских противопоказаниях пассажиров, если таковые имеются. Чтобы «закрепить» за собой яхту, надо внести предоплату, обычно 30 % от суммы фрахта. Остаток переводится за месяц до начала поездки. В случае отказа деньги, как правило, не возвращаются.
Все заказанные чартеры подтверждаются чартерным договором, подписанным фрахтователем и владельцем яхты — или их представителями.
Благодарим за помощь в подготовке материала Анатолия Гладышева из компании «Арт-экстрим клуб»