Необычные круизы
Морские круизы — весьма нетривиальный вид отдыха, а мировой круизный рынок очень специфичен: традиционные каноны туристического бизнеса на нем не действуют. Сезонность, экономическое положение принимающих стран, модные течения, политическая подоплека — все это на круизной индустрии, конечно же, отражается, но по-особому. «Мертвых сезонов» здесь просто не бывает: круизный бизнес, пожалуй, самый гибкий и легче всего адаптируемый, ведь отели, рестораны, парки развлечений — это в любом случае недвижимость, сильно зависящая от окружающих обстоятельств. А вот лайнер всегда можно транспортировать в выгодный регион.
Трансокеанские путешествия
К слову сказать, самые отчаянные романтики могут разделить с экипажем трансокеанский переход лайнера из одного порта приписки в другой. Стоит такой круиз значительно дешевле, чем обычный — потому что не все на подобное путешествие отваживаются. За месяц плаванья вы сойдете на берег всего один-два раза, а если корабль будет практический пуст, для вас вряд ли будут работать театры и аниматоры. Но, конечно, питание и обслуживание в каюте никто не отменял. Конечно, большинству такой отдых покажется весьма сомнительным (потому он активно и не продвигается), но есть ценители, которые находят особое удовольствие в уединении и отрешении. Трансокеанские круизы — отдых для тех, кто знает, что каждый закат в открытом море неповторим.
Некоторые компании делают для длительных переходов специальные тематические круизы. Например, 29 марта на лайнере MSC Armonia стартует 20-дневный танцевальный круиз. По пути из Буэнос-Айреса в Венецию пассажирам будут преподавать танцевальные классы по основным направлениям разных культур. Стоит такое путешествие в районе 3000 USD. Круиз в стиле Техас стартует 4 сентября на лайнере Poesia той же итальянской круизной компании MSC. За 18 дней плавания из Киля (Германия) в Нью-Йорк у туристов будет возможно испытать удачу в казино или за покерным столом всего за 1239 USD.
Переходы лайнеров часто массово не анонсируются, поэтому узнавать о них надо в индивидуальном порядке непосредственно в круизной компании. И не забывайте, что есть корабли, которые круглый год ходят по беспроигрышным маршрутам и никуда надолго не отлучаются. Если лайнер начал летний сезон в Средиземном море, то к зиме он может оказаться максимум в водах Атлантического океана. А если вы застали корабль у берегов Аляски, он вполне может перекочевать в Индийский океан. Таким образом, практически «на перекладных» люди совершают кругосветное плавание. Обойти без спешки весь мир на лайнере можно за пару месяцев.
От расцвета до кризиса
Трансокеанские круизы восходят к началу прошлой эпохи, когда пароход был в первую очередь средством сообщения между Америкой и Европой. В 1958 году авиакомпания Pan American открыла рейсы Нью-Йорк — Лондон и Нью-Йорк — Париж. Ну а потом, когда корабли в качестве транспорта стали неактуальными, пассажирское судоходство успешно адаптировалось под индустрию отдыха и развлечений. С тех пор морские круизы легко сживаются с любыми обстоятельствами и за два столетия коммерческой деятельности в круизном бизнесе не было ни одного провального сезона. Конечно, у каждой компании рано или поздно наступает «черная полоса», но состояние мирового круизного рынка в целом весьма стабильно.
Нынешний мировой экономический кризис не обошел и круизную отрасль. Особо предприимчивые компании даже организовали в связи с этим тематические анти-кризисные круизы для бизнесменов. На кораблях проходили семинары и тренинги с участием авторитетных и успешных бизнесменов. Побывать в таком круизе стало вопросом престижа, а практика «бизнес-круизов» успешно продолжается. Так, 18 марта в Сиднее стартует круиз для крупных инвесторов от журнала Forbes: 12-дневное плаванье на лайнере Crystal Symphony обойдется в 7000 USD. Конечно, набрать полный корабль крупных инвесторов невозможно, но для того, чтобы подобный тематический круиз состоялся, достаточно группы из 20-30 человек.
Тематические круизы
Тематические круизы бывают трех типов: частные круизы, чартеры и круизы непосредственно от круизных компаний. Частные круизы организуют туристические агентства или другие компании. Чтобы попасть в такой круиз, необходимо купить путевку по специальной цене непосредственно у фирмы-организатора: это дает возможность участвовать во всех запланированных мероприятиях. В то же время на корабле будут находиться и «обычные» туристы. Чартерные рейсы отличаются от частных тем, что каждый, кто находится на борту лайнера, является участником тематического круиза. Часто корабли берут в аренду для нудистских, свинг- и других ну очень тематических «заплывов». Также круизные компании сами постоянно устраивают необычные круизы, доступные всем желающим.
Основатель крупнейшего веб-сайта, посвященного тематическим круизам, Говард Мосес считает, что в необычные круизы отправляются не любители круизного отдыха, а именно что любители конкретной темы, которой круиз посвящен. Вряд ли случайный турист попадет в круиз для байкеров, поэтический или шахматный круиз, а мусульманин не отправится в христианское паломничество по морю.
Круизы для одиноких
Наряду с круизами «альтернативного образа жизни» (как их называют в Америке) во всем мире очень популярны круизы для одиноких: на некоторых кораблях даже есть одноместные каюты. Круизы для одиноких проходят по-разному. Многие круизные компании предлагают услуги особых хостесс, которые ужинают с участниками плавания, приглашают их на танец и вообще всячески за ними ухаживают. В Россию эта тенденция пришла совсем недавно. Нынешним летом испанская круизная компания Pullmantur планирует круизы специально для одиноких русских женщин. Предполагается, что у них будет возможность не просто насладиться мужским вниманием, но и найти себе реального европейского мужа.
Тематические круизы в честь крупнейших музыкальных «звезд»
Ну а тем, кто уже нашел свое счастье, круизные компании предлагают бесконечное множество тематических путешествий на любой вкус. Легче всего собрать людей со всего мира, объединив их по музыкальным предпочтениям. Всегда были популярны круизы классической, джазовой и латиноамериканской музыки, и, естественно, тематические круизы в честь крупнейших музыкальных «звезд», например, Элвиса Пресли и «Битлз». 13 июня лайнер Norwegian Dawn (NCL) приглашает к себе на борт поклонников группы Rolling Stones. Эта же компания устраивает выступления знаменитой своей неординарностью группы Blue Man Group на новейшем лайнере Norwegian Epic. А на лайнере Oasis of the Seas (Royal Caribbean) регулярно показывают популярный во всем мире мюзикл «Лак для Волос».
Гастрономические круизы
Гастрономические круизы стабильно занимают самые высокие по популярности позиции. Участников таких путешествий учат во время морских переходов секретам мастерства поваров и сомелье — а во время остановок в портах организуют экскурсии на фабрики шоколада и сыра, а также походы в лучшие рестораны разных стран. 28 августа на лайнере MSC Orchestra пройдет кулинарный круиз по Средиземному морю, стоит это удовольствие от 1099 USD.
Вообще, компания MSC регулярно проводит тематические плавания. Это и бейсбольные круизы, и танцевальные круизы, и даже бридж-круизы. Но не все же веселиться: в круизе можно и поработать над собой. Для интеллектуальной публики существуют астрологические, культурные, исторические и поэтические круизы, во время которых проводятся лекции и практические занятия на разные темы.
Круизы для юных моряков
В научных круизах дальше всех ушла компания Regent Seven Seas, которая организовала обучающую программу для юных моряков. Regent Navigator ходит у берегов Аляски, стоит такой недельный круиз от 4000 USD. Также с компанией Regent можно изучать Африку или Антарктику: 30-дневный круиз на лайнере Regent Mariner обойдется в 17 000 USD, если повезет со скидками.
Круиз по Карибам, посвященный паранормальным явлениям
Бывает на лайнерах и другой вид экстрима. Например, для любителей острых ощущений на лайнере NCL Epic 9 октября начнется круиз по Карибам, посвященный паранормальным явлениям. А 23 октября из Греции отправляется Norwegian Gem c сотнями пассажиров в красных шляпах, в которых они и будут ходить по кораблю на протяжении всего плавания: такое мероприятие больше похоже на флешмоб, чем на тематический круиз. Компания Royal Caribbean тоже не отстает от тренда, устраивая настоящий недельный триллер — мистический круиз, в ходе которого туристы смогут поучаствовать в раскрытии «преступлений» и загадочных «убийств» инсценированных на корабле.
Убийство в открытом море»
Есть такая организация — «Детектив продакшн». Для тех, кто побывал уже не в одном круизе и повидал многое, она устраивает настоящее захватывающее приключение. Пассажиры на корабле не просто отдыхают, а расследуют убийство, запутывают следы, подозревают друг друга в совершении преступления и просто веселятся. Компания обещает круиз-триллер — и это не страшно, а страшно весело! При посадке на корабль каждый желающий получает свою роль: сыщика, убийцы, полицейского, врача... но не жертвы, конечно. Стеснительные туристы могут просто наблюдать за развитием сюжета изнутри, не играя существенной роли в развитии сюжета.
Среди пассажиров на корабле находятся профессиональные актеры, которые помогают создать настоящую мистическую атмосферу и совсем запутать туристов. Члены экипажа тоже очень любят принимать участие в таких мистических играх. При этом пассажиров, разумеется, не лишают обычных удовольствий на лайнере: у всех есть время на театр, ресторан, бассейн, спа и, конечно, прогулки по городам. Обычно развязка триллера происходит за несколько дней до окончания круиза, чтобы у пассажиров было время отметить успешное раскрытие преступления и просто насладиться отдыхом. Дети тоже могут принимать участие в триллере и играть свою роль, но «Детектив продакшн» предупреждает: во время игры допустим совсем недетский юмор. Для поддержания атмосферы пассажирам рекомендуют (но, конечно, не принуждают) одеваться в «убийственные» вечерние наряды и фраки. До начала круиза сценарий триллера известен только актерам и членам экипажа: «убийцей» может оказаться сосед по каюте, а самый невинный с виду путешественник — подставным лицом. Детективный круиз — пожалуй, лучший способ удивить даже самых искушенных путешественников.
Ничего не бойтесь!
А вообще — любой круиз может по сути считаться тематическим. Традиционно на всех кораблях во время плавания члены экипажа стараются создавать антураж той страны, в которую заходит лайнер. По дороге в порт Санкт-Петербурга, например, в магазинах на лайнере появляются матрешки, пуховые платки и хохлома. По пути из Туниса устраивают тематические вечера в арабском стиле. В общем, обеспечивают погружение в культуру тех стран, к которым лежит курс — чтобы круиз непременно стал ярким и необычным событием.
Благодарим за помощь в подготовке материала компанию Inflot Cruise & Ferry.