Вернувшись из путешествия в Нормандию, я изучила более подробно информацию на французском языке о городе Байё. Некоторые факты из истории города меня заинтересовали.
Классные отели по хорошим ценам
На реке Ор сохранились старинные мельницы. Река всегда была серьезным водным ресурсом города. Вдоль берегов прежде располагались кожевенные заводы и красильные мастерские. Туда по реке доставлялись необходимые материалы. Река была важным источником энергии, необходимой, прежде всего, для работы мельниц, многие из которых использовались для измельчения коры дуба. Из коры дуба извлекали танин - вещество, применяемое в кожевенном производстве для придания коже пластичности, прочности и стойкости к гниению. Представляете, какой неприятный запах был в округе, когда кожаные изделия обрабатывали, а затем сушили. Кожевенное производство процветало в Байё до 15 века. До середины 19 века производство все еще сохранялось, но в меньших количествах. А вот профессия красильщика оставалась востребованной. Наиболее популярные краски растительного происхождения, которые делали в Байё были жёлтые, синие и красные. Для желтой краски брали церву или резеду красильную (Reseda luteola), которая в больших количествах произрастала в этих местах. Красную краску делали из корней многолетней марены (Rubia tinctoria). Вайда (Isatis tinctoria) использовалась для производства синей краски. Как видим, все краски были натурального происхождения. В районе красильщиков был дом предка известного художника Тулуз-Лотрека. Именно у него на два месяца в 1822 году остановился знаменитый писатель Оноре де Бальзак со своей сестрой. Пребывание в Байё вдохновило писателя на написание некоторых произведений, например, повести "Покинутая женщина". Действие произведения происходит в Байё.
Дом Адама и Евы в центре Байё, построенный в 15 веке, классифицирован как исторический памятник. Здание расположено по адресу: улица Bienvenu, дом 6. Интересно, что название улицы переводится "Добро пожаловать". С этой стороны мы видим фахверковый фасад.
Фахверковые дома строились в Байё в Средние века. Камень - это был строительный материал, доступный для состоятельных горожан. А фахверковая архитектура - для тех, кто жил попроще. Как правило, использовались дерево и камень. Или еще более скромный вариант: дерево и строительные отходы, можно сказать, строительный мусор, а также солома или камыш, которые скреплялись глиняным раствором. Получается, слепили дом из того, что было. Обычно, такие дома имеют несколько этажей. Первый этаж, чаще всего, каменный. Это сделано для того, чтобы уберечь секции из древесины от повышенной влажности, исходящей от почвы. В фахверковых домах необходимо было эффективно контролировать сток дождевой воды, поэтому этажи выступают вперед один над другим. Это также позволяет немного увеличить площадь комнат, не занимая дополнительного пространства на земле. А проблема нехватки места в укрепленных средневековых городах стояла остро. Однако такая технология уменьшала пространство между домами, и если случался пожар в одном доме, то очень быстро огонь распространялся и на другие строения. В связи с этим в середине 17 века городская управа запретила строительство фахверковых домов в Байё.
Сегодня в этом здании находится так называемая "Консерватория кружева" - училище кружевоплетения. На первом этаже в художественной мастерской работают несколько женщин. Здесь поддерживают традиции, которые берут свое начало в конце 17 века. Мастерицы, кажется, творят чудеса, плетут красивое нормандское кружево и маленькие сувениры, которые можно здесь же и купить. Везде таблички с просьбой не фотографировать. С разрешения работниц сделала несколько фотографий. Традиционное нормандское кружево можно увидеть в музее барона Жерара.
30 мая 2020