Третий музей, который я посетила в Байё, был краеведческий и искусствоведческий музей барона Жерара (le MAHB - Musée d'Art et d'Histoire Baron Gérard). Коллекция музея собиралась более двух столетий. После революции муниципалитет Байё смог приобрести художественные работы при поддержке знаменитых коллекционеров, занимающихся вопросами сохранения произведений искусства. Большое внимание уделялось сохранению именно регионального наследия. В 1899 году барон Анри-Александр Жерар подарил городу свою коллекцию из 37 картин. Коллекция барона положила начало настоящего независимого музея. С тех пор музей увеличивался и постоянно пополнялся новыми экспонатами. Музей расположился в четырнадцати престижных залах бывшего епископского дворца, большого здания в центре города, которое охраняется сегодня как исторический памятник. Здесь можно поближе познакомиться с историей региона от доисторических времен до современности, а также с ремеслами и традиционными промыслами Нормандии. Можно полюбоваться разнообразными произведениями искусства, картин здесь более 250, среди них работы импрессионистов. 26 произведений, представленные сегодня в залах музея, находились ранее на хранении у государства в коллекциях Лувра и музея д`Орсэ в Париже. В музее выставлены также предметы, найденные во время раскопок в Кальвадосе. Всего представлено более 5000 экспонатов.
Меня заинтересовало пространство, посвященное галло-римской эпохе, оно представляет собой редкое внутреннее убранство домуса конца 1 века. Домус - это дом-особняк, принадлежащий одному семейству. В 1995 году во время археологических раскопок в Байе на улице Сэн Патрис (Saint-Patrice) был обнаружен необычный набор окрашенной штукатурки. Изучение и реставрация части фрагментов позволили восстановить убранство как минимум трех комнат, вероятно, принадлежащих богатому жилищу последней четверти I в. Лучше всего сохранилась часть прямоугольной комнаты площадью 10 квадратных метров. На одной из стен находится дверь, увенчанная фронтоном. Последний украшен сосудом, кратером, заполненным фруктами и обрамленным двумя фазанами среди листвы. На фризе - декоративном орнаменте в виде горизонтальной полосы, проходящей по верхней части стены, - размещается группа животных (дельфин, птица или морские монстры). Эта находка полностью подтверждает суждение о том, что Байё - древний галло-римский город.
Классные отели по хорошим ценам
Одна из картин нас отсылает к легенде о том, что королева Матильда заказала знаменитую семидесятиметровую вышивку, рассказывающую о том, как ее супруг Вильгельм (по-французски имя звучит Гийом) стал королём Англии. Здесь представлена и сама Матильда, участвующая в работе.
В определенный период зал епископского дворца стал использоваться как трибунал. Сохранилась и часовня, которую тоже можно посетить.
На втором этаже я зашла в бывшую гостиную с деревянными панелями середины 18-го века. Это последнее свидетельство апартаментов епископов, которое сегодня служит фоном для кружевных коллекций. История кружевоплетения в городе началась с конца 17 века. По приглашению местного епископа в 1676 году в Байё приехали из Руана две монахини, которым было поручено обучать девочек из бедных семей чтению, основам религии, а также кружевному мастерству. Со временем этим ремеслом овладели многие. В середине 19 века производство кружева достигло здесь своего пика. И город поднялся тогда на первое место по модным кружевным тенденциям. Среди недавних приобретений музея чудесная кружевная юбка, сделанная около 1870 года. Юбка занимает видное место в кружевном салоне музея. Богатство цветочных узоров, качество создания и использование черных градаций в кружевах свидетельствуют о превосходстве производства в Байё.
Один из залов полностью посвящен еще одному традиционному ремеслу города Байё - производству фарфора. Представленная коллекция предметов рассказывает об истории трех семейств фарфоровых мастеров, которые сменили друг друга на фабрике в Байё: династиях Морлан, Госс и Ланглуа (Morlent, Gosse, Langlois).
23 мая 2020