Порт-Роял
Когда-то — «самый богатый и самый порочный город мира», Порт-Роял в 17 веке был столицей английской колонии на Ямайке и одной из наиболее известных пиратских гаваней. Самым знаменитым пиратом, который останавливался тут, был сэр Генри Морган, нападавший отсюда на испанские корабли, плававшие по Карибскому морю. Благодаря пиратским сокровищам город богател год от года вплоть до мощного землетрясения в июне 1692 г. Множество кораблей в гавани затонуло, множество людей погибло, а существенную часть города поглотила морская пучина. После землетрясений на город обрушились пожары и ураганы. Тогда говорилось, что сам Господь Бог вознамерился наказать Порт-Роял. После катастрофы новой столицей стал Кингстон, и многие, кто выжил, переехали туда. Но на этом беды Порт-Рояла не закончились: последнее сильное землетрясение произошло здесь в 1907 г., опять сровняв с водой всё то, что удалось отстроить за два столетия. Сегодня город практически полностью заброшен, а большая его часть находится под водой, на глубине до 15 м.
«Подводный город» Порт-Рояла внесён ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия. В конце 1980-х гг. было основано партнёрское предприятие, чьей задачей стало возродить Порт-Роял как историческую достопримечательность. Было разработано множество проектов тематических аттракционов, которые преимущественно так и остались в стадии проектов. Поэтому и по сей день Порт-Роял остаётся очень тихой и сонной рыбацкой деревенькой с численностью населения около 2 тыс. человек. Тем не менее некоторые туристы даже выбирают его в качестве базы для отдыха на Ямайке. Порт-Роял расположен ближе к аэропорту, чем Кингстон, и находится в 25 км от последнего — это достаточно мало для тех, кто берёт в аренду автомобиль, и достаточно много для тех, кто напуган криминальной славой столицы Ямайки.
Так или иначе, два района Порт-Рояла в ходе проекта по реконструкции были приведены в более-менее божеский вид: Старый город и Королевские доки. В Старом городе, в реконструированной гавани Чоколата-Хоул, был обустроен пирс для круизных судов, и отсюда, в частности, отправляются экскурсионные лодки с прозрачным дном. Вдоль воды выстроился Фишерс-Роу, ряд кафе и магазинов. В доках открыли что-то вроде комбинации из Кораблестроительного музея и подводного аквариума с диорамами и экспозициями местной тропической фауны. Кроме того, в районе доков расположены штаб-квартира адмирала Королевского флота и пятизвёздочный отель.
Землетрясение оставило не так много оригинальных построек, но некоторые из них до сих пор можно осмотреть наряду с более поздними, но тоже довольно интересными. Стены форта Чарльз были восстановлены спустя два года после землетрясения и дошли в этом виде до наших дней. Это довольно большой каменный форт у моря, который можно осмотреть самостоятельно или с гидом. В форте также открыт любопытный маленький музей со старинными вещицами. Кроме того, стоят внимания старый госпиталь ВМФ, руины форта Роки и остальных четырех фортов Порт-Рояла, батарея Виктории и Альберта, церковь Св. Петра, а также Головокружительный дом. Последний называется так потому, что частично ушёл в землю и остался под наклоном после землетрясения 1907 г., и, осматривая его изнутри, легко почувствовать тошноту.
Сегодня Порт-Роял широко известен среди археологов, занимающихся постсредневековым периодом, как «Затонувший город». Низкая концентрация кислорода в воде способствовала тому, что многие объекты здесь довольно хорошо сохранились. Поэтому Порт-Роял многими считается самым важным археологическим подводным объектом Западного полушария. Затонувшие корабли 17—18 веков в его гавани были тщательно осмотрены множеством археологических команд. Но, конечно, до сих пор находятся одиночки, любители скуба-дайвинга и искатели сокровищ, которые не теряют надежды что-то оттуда стащить.
Практическая информация
Добраться до Порт-Рояла можно либо с организованной экскурсией, либо на арендованном автомобиле (полчаса дороги). Второе предпочтительнее, поскольку не все считают стоимость экскурсии адекватной полученным впечатлениям.