Журнал/Малая авиация в регионах России: где полетать на прикольных самолетах
ЖурналПолетели

Малая авиация в ре­ги­о­нах Рос­сии: где по­ле­тать на при­коль­ных самолетах

 
AnBoris, Shutterstock
    Журнал/Малая авиация в регионах России: где полетать на прикольных самолетах
    AnBoris, Shutterstock
    По некоторым внутрироссийским направлениям летают небольшие самолеты и вертолеты. Такой вид транспорта популярен в труднодоступных местах, в основном на Севере и Дальнем Востоке. Где полетать на Ан-2, Ми-8, Let L-410 Turbolet — в материале «Тонкостей»

    Регулярные рейсы — это не только огромные авиалайнеры, взлетно-посадочные полосы длиной несколько километров и суета крупных аэропортов. По некоторым маршрутам летают своеобразные авиамаршрутки — небольшие самолеты и вертолеты, которые могут, как настоящие маршрутки, останавливаться по пути к пункту назначения. В России такой вид транспорта популярен в труднодоступных местах и на коротких малозагруженных направлениях, в основном на Севере и Дальнем Востоке. Хотя полетать частным образом можно практически в любом регионе.

    Полет на маленьком самолете или вертолете стоит включить в список того, что обязательно нужно сделать в жизни. К тому же, такое удовольствие не всегда стоит дорого: большинство регулярных рейсов обходится в считанные тысячи рублей. «Тонкости» собрали 7 интересных маршрутов в России, по которым регулярно летают «небесные маршрутки».

    1. Архангельск — Соловецкие острова

    Соловецкие острова в Архангельской области (или, как их еще называют, Соловки) знамениты Соловецким монастырем, укреплениями Соловецкой крепости, музеем ГУЛАГа и другими достопримечательностями. От Архангельска до архипелага есть 2 пути: по воде и по воздуху. Если плыть на теплоходе, в пути придется провести больше суток. Самолеты летают из архангельского аэропорта Васьково. На рейсах до Соловков можно увидеть Let L-410 Turbolet — маленький самолетик чешского производства с двумя поршневыми (винтовыми) двигателями, который может взять на борт около 15 человек. Рейс выполняет 2-й Архангельский объединенный авиаотряд. Полет длится около часа.

    • Самолет Let L-410 Turbolet
      /7d/u0/7du08nsd9ksgoc00k8wsc8ws0.jpg

    Перелет между Архангельском и Соловками, как и большинство рейсов малой авиации в России, проходит не каждый день. Важно заранее изучить расписание на сайте авиаотряда или у билетных агрегаторов. Кстати, в летний и зимний сезоны расписание региональных рейсов нередко отличается, это тоже стоит учитывать.

    Малая авиация сильно зависит от погодных условий, которые на севере России часто бывают особенно суровыми. Поэтому нужно быть готовым к тому, что полет может не состояться. И не забывать при необходимости одеваться теплее: в отличие от громадных авиалайнеров, маленькие самолеты и вертолеты негерметичные, поэтому внутри может быть довольно холодно.

    Практически все аэродромы в российской глубинке выглядят довольно колоритно, и аэропорт на Соловецких островах не исключение. Аэровокзал расположился на Большом Соловецком острове в деревянном домике с надписью «Аэропорт». Для регионального аэродрома полоса на Соловках довольно внушительная: ее длина в 1,5 км позволяет принимать и отправлять даже небольшие реактивные самолеты вроде Як-40.

    2. Архангельск — Лопшеньга

    Тот же 2-й Архангельский объединенный авиаотряд летает по еще одному интересному маршруту — из архангельского аэропорта Васьково к Белому морю в маленький поселок Лопшеньга. В этом поселке проживает всего несколько сотен человек. Автомобильные дороги туда не ведут, поэтому добраться можно всего двумя способами — на снегоходе или по воздуху.

    • Кукурузник Ан-2
      PeteConrad, Shutterstock
      /ai/2l/ai2l7leti800wg48sk4s4c8gg.jpg

    На маршруте до Лопшеньги вас ждет знаменитый кукурузник Ан-2 — небольшой самолет с одним двигателем. Особенность Ан-2 в наличии двух крыльев, расположенных одно над другим. Такая схема называется бипланом и позволяет заметно увеличить подъемную силу. Благодаря этому решению Ан-2 умеет взлетать и садиться с коротких полос, что очень актуально на региональных маршрутах. Для взлета и посадки ему нужно всего чуть больше 200 м, тогда как большим реактивным лайнерам требуется от 1,5 до нескольких км. А зимой вместо колесного шасси на Ан-2 устанавливают самые настоящие лыжи, благодаря которым самолет может взлетать и садиться на снег.

    Полет до Лопшеньги длится примерно 1 час и 20 минут. По пути самолет делает остановку в другом поселке на берегу Белого моря — Пертоминске. И в Пертоминске, и в Лопшеньге здания аэровокзала — это небольшие деревянные домики.

    В Лопшеньге аэропорт еще и по совместительству музей северной авиации. Здесь можно увидеть большое количество приветов из прошлого — от мебели и предметов быта до советских рекламных плакатов «Аэрофлота».

    Также тут оборудовано несколько тематических пространств: касса, уголок забытых вещей, буфет и комната матери и ребенка.

    3. Нарьян-Мар — Снопа

    Снопа — маленькая деревня в Ненецком автономном округе. Ее население составляет всего около 100 человек. Добраться сюда на автомобиле невозможно, поэтому в Снопу летает Нарьян-Марский объединенный авиаотряд, базирующийся в аэропорту Нарьян-Мара. Здание аэровокзала в Снопе — маленький одноэтажный деревянный домик.

    • Вертолет Ми-8
      Alexandr Zimovskoy, Shutterstock
      /55/4s/554sup22hbksgsoccog00scwg.jpg

    Необычная особенность маршрута Нарьян-Мар — Снопа в том, что по нему летают сразу 2 вида транспорта. Первый — самолет, уже известный Ан-2. А второй — вертолет Ми-8. Этот вертолет оказался настолько удачным, что с 1965 г. его выпустили в количестве более 12 тыс. штук и продолжают производить до сих пор. Его активно используют и военные, и спасатели, и региональные авиалинии.

    По пути на маршруте есть остановка в селе Нижняя Пеша. По сравнению со Снопой это довольно большое село с населением около 700 человек. Здесь даже есть несколько кафе. Аэровокзал в Нижней Пеше тоже более внушительный — это все еще деревянный домик, но уже состоящий из трех этажей.

    4. Красноярск — Мотыгино

    В 260 км от Красноярска находится пгт Мотыгино. Несмотря на то, что это сравнительно небольшой населенный пункт (около 5000 жителей), здесь есть гостиницы, кафе и даже драматический театр с залом на 70 зрителей. Любители сплавов могут отправиться отсюда в водное путешествие по Ангаре. Еще одно интересное место в Мотыгинском районе — Усть-Тасеевский культовый комплекс, древний каменный идол с ликом старца.

    Чтобы добраться в Мотыгино на автомобиле, летом нужно воспользоваться паромом, а зимой — ледовыми переправами. Альтернативный вариант — долететь. В Мотыгино есть относительно крупный аэропорт, который способен принимать даже небольшие реактивные лайнеры. Перелет между Красноярском и Мотыгино длится около часа и 15 минут. Рейсы выполняет авиакомпания «КрасАвиа» на самолете Let L-410 Turbolet.

    • Let L-410 Turbolet
      Dianov Boris, Shutterstock
      /82/w9/82w9qm7ndb40sgwggkkkko488.jpg

    5. Южно-Сахалинск — Шахтерск

    На Дальнем Востоке много труднодоступных мест, поэтому малая авиация пользуется здесь большим спросом. Например, из Южно-Курильска можно отправиться в поселок городского типа Шахтерск. Здесь активно ведется добыча угля, поэтому сюда часто летают вахтовики.

    Перелет между Южно-Сахалинском и Шахтерском занимает примерно 1 час и 10 минут. Рейсы выполняют авиакомпании «Аврора» и «Тайга» на небольших двухмоторных самолетах DHC-6 Twin Otter. Этот самолет произведен канадским производителем de Havilland Canada. Он в чем-то похож на L-410, но чуть более вместительный и может перевозить до 20 человек.

    Хотя Шахтерск — поселок вахтовиков, тут есть чем заняться и туристу. В окрестностях впечатляющая природа. Полоса аэропорта Шахтерска находится между Татарским проливом, который впадает в Японское море, и очень красивым лагунным озером Таур. В весенний период уровень воды в озере поднимается и оно соединяется с морем.

    На улице Океанской стоит увидеть памятник в честь 70-летия окончания Второй мировой войны.

    6. Петропавловск-Камчатский — Северо-Курильск

    Один из способов попасть на Курильские острова — прилететь в Петропавловск-Камчатский, а оттуда добраться по воздуху местной авиакомпанией на остров Парамушир. Туда летают вертолеты Ми-8 авиакомпании «Тайга», полет длится около часа. Вертолеты приземляются в аэропорту Северо-Курильска — единственного населенного пункта на острове, где проживает около 2500 человек.

    • Вертолет в аэропорту Северо-Курильска, Парамушир
      akimov konstantin, Shutterstock
      /5k/gv/5kgvaxntqk0sk84swggo0cw8k.jpg

    В Северо-Курильске много интересных памятников, среди которых — памятная стела, посвященная погибшим от масштабного цунами 1952 г., мемориалы освободителям острова от японских войск, рыбакам Северных Курил и казакам, подчинившим Парамушир Российской империи в начале 18 века. Осмотрев все местные достопримечательности, можно отправляться смотреть Курилы дальше.

    Что еще почитать по теме

    7. Магадан — Сеймчан

    Аэродром в поселке Сеймчан в Магаданской области построили в годы Великой Отечественной войны. Изначально он предназначался для дозаправки военных самолетов, которые США поставляли СССР для борьбы с немецкой армией. Историческое здание аэропорта — двухэтажное бревенчатое строение, возведенное в конце войны. Сейчас это памятник архитектуры. В планах открыть внутри исторический музей.

    В советское время из аэропорта Сеймчана летало большое количество пассажирских рейсов в соседние поселения. Сейчас аэропорт используется в основном для нужд старателей, геологов и лесоавиационных работ. Из пассажирских рейсов сохранился только один — в Магадан. Перелет проходит на Ан-2. Кукурузник преодолевает расстояние почти в 400 км примерно за 2 часа, рейс выполняет авиакомпания «Аэросервис».

    всего голосов: 9
    tabbar_no_yes
    Быстрый переход наверх