
С каким оттенком ассоциируется Нью-Йорк? Возможно, с благородным бетонно-серым — как подпирающие небо высотки, или с пестрой палитрой неона — под стать вечно кипящей Таймс-Сквер. Но главным символом Большого Яблока, да и в целом Соединенных Штатов все-таки остается женщина с факелом, она же — статуя Свободы.
Эту леди родом из Франции знает в лицо каждый житель планеты, хотя найдутся и малоизвестные факты. К примеру, зубцы короны символизируют континенты (на Западе в ходу 7-континентальная модель мира), для облицовки использовалась медь из России, а зеленый окрас формировался десятилетиями под воздействием природных факторов. Кстати, сегодня фирменный оттенок можно отыскать по всему Нью-Йорку — и порой это не случайность, а тонкий психологический ход.
Любовь с первого взгляда
С раннего утра из Бэттери-Парка на южной оконечности Манхэттена отходят паромы на близлежащие острова: Эллис, Стейтен-Айленд, Говернорс и Либерти, где и возвышается статуя Свободы. Двигатели грохочут, судна качаются, а гигантский мегаполис постепенно сжимается, стихает какофония автомобильных клаксонов, уступая идиллической тишине бухты.
Обогнув южный берег острова Эллис, пассажиры видят ее во всей красе — упорно глядящую на открытый океан, с мерцающим на солнце факелом в руке. Рейнджерам Службы национальных парков (остров Либерти обрел этот статус в начале прошлого века) нравится наблюдать за реакцией тех, кто впервые любуется статуей вблизи. На лицах застывают разные эмоции, от удивления до восторга, нет в этом спектре разве что разочарования — 46-метровая Леди Свобода (93-метровая, если учитывать основание) впечатляет больше, чем на картинках.
Сотрудники музея (оф. сайт на англ.), открывшегося после реконструкции в мае 2019 г. прямо за монументом, призывают не беспокоиться о дефинициях: это просто «зеленый статуи Свободы», причем появившийся отнюдь не сразу.
Свобода, озаряющая мир
Именно так звучит официальное имя статуи, спроектированной французским скульптором Фредериком Огюстом Бартольди. А огромный железный скелет, на котором держатся тонкие листы меди, создал Александр Гюстав Эйфель: недаром оригинальный макет красуется в Люксембургском саду в Париже, неподалеку от наиболее известного его творения.
Но другим был не только факел: громадина, прибывшая в 1886 г. на остров Бедлоу (так Либерти назывался до середины 20 века), контрастировала с голубой сталью воды благодаря насыщенной красновато-оранжевой расцветке. И вот так сюрприз, через несколько лет после церемонии открытия, в разгар Второй промышленной революции Леди внезапно стала меняться.
Дело не в капризности женской натуры, а в банальной химии: если железо ржавеет, то медь при окислении покрывается патиной — пленкой, придающей эффект состаренности. Сначала она шоколадно-коричневая, а позже — блестящая, голубовато-зеленая. Итоговый цвет патины зависит от химических реакций, а точнее, от количества аммиака, соли и серы в окружающей среде.
Всепроникающий символизм
Зеленая патина сменила медный блеск уже к началу 1900-х гг., и нью-йоркцам пришлось заново привыкать к соседке. Хотя вскоре цвет тоже стал символом — как и прочие детали монумента, олицетворяющего высшие идеалы США. В левой руке Леди держит табличку с надписью JULY IV MDCCLXXVI, ведь 4 июля 1776 г. государство обрело независимость. Факел в правой руке означает просветление, разорванные цепи у ног — свободу от тирании и угнетения (многие соотносят их с отменой рабства в 1865 г.).
А для верениц иммигрантов, плывущих мимо на остров Эллис, — там находился ключевой пункт приема приезжих, ныне превращенный в музей (оф. сайт на англ.), — Леди Либерти стала символом новой жизни, полной надежд и возможностей.
И проникший повсюду зеленый
Едва глаз привыкает к «зеленому статуи Свободы», начинаешь выхватывать его везде: в филигранно украшенных крышах Финансового квартала, тонированных стеклах Мидтауна и даже оконных ставнях жилых домов Куинса. А ведь патина — это не только нарядная раскраска, но и защитный барьер, предотвращающий дальнейшую коррозию. Именно долговечность на протяжении столетий делала медь столь популярным стройматериалом, и естественная трансформация цвета — не порок, а изюминка.
Но дизайнерам и архитекторам мало природных вкраплений патины: они включают культовый оттенок в городской пейзаж, искусно манипулируя умами и настроением. Не секрет, что цвета напрямую влияют на психику, так что фирменный зеленый, стойко ассоциирующийся со свободой, вполне сойдет за маркетинговую уловку. Вот смутно знакомый пожарный выход в Вест-Виллидж, а вот плитка в метро «Канал-стрит», однако не все так просто. Цветовая психология строится на ассоциациях, те, в свою очередь, — на предшествующем опыте, а он, разумеется, очень индивидуален. А значит, связь цвета со статуей и свободой будет бессознательна — если вообще установится. А вот применять вместо искусственной краски натуральную медь — и впрямь удачный вариант. Традиционные стройматериалы вновь популярны, но уже в совершенно иной трактовке. Недавно в Мюррей-Хилл появились American Copper Buildings — пара «обнимающихся» небоскребов, облицованных медью (похожий прием застройщик использовал и при отделке Барклайс-центра). Внутри — люксовые апартаменты с видом на Ист-Ривер, снаружи уже появляется патина, и вскоре с цветом случатся метаморфозы: в течение следующих 15-50 лет высотки зазеленеют, все больше уподобляясь Леди Либерти.
В 9:00 остров Либерти уже полон посетителей, и все они интерпретируют статую по-своему. Это произведение искусства — хамелеон, подстраивающийся под личную свободу каждого: свободу самоопределения, вероисповедания, сексуальной ориентации, образа жизни. Яркий сине-зеленый, единственный в своем роде, будет долго мерещиться в разводных мостах, фонарных столбах, оконных решетках и топливных баках. Но «зеленый статуи Свободы» — больше, чем цвет: это подарок природы, приветствие миллиардам вновь прибывших и давно живущих. Это 135-летняя глава нью-йоркской истории, и никакая бездушная краска не сможет в полной мере передать ее суть.