
Где и когда появилась традиция оставлять чаевые — точно не известно, но, по одной из версий, ей как минимум 500 лет. Тем не менее согласия по этому поводу нет до сих пор: специалисты по этикету считают, что благодарить за качественное обслуживание нужно обязательно, экономистам эта практика кажется не вполне справедливой, сами же клиенты поступают по-разному.
По данным опроса сервиса Superjob, 39 % россиян регулярно дают «на чай», но исключительно официантам, а 15 % не доплачивают никому и никогда. Так стоит ли оставлять чаевые или достаточно оплатить счет? «Тонкости» разобрались в щепетильном вопросе и его национальной специфике.
Западная логика
Отношение к чаевым разнится от страны к стране и очень часто определяется не столько особенностями менталитета, сколько экономической ситуацией. Там, где официанты, горничные, носильщики работают за маленькую зарплату или вообще без нее, дополнительное вознаграждение — общепринятая норма. В Турции, Египте, на Кубе чаевые приветствуются везде, и случайно позабыть о них клиенту просто не дадут. В России считается хорошим тоном оставлять официанту 10 % от суммы заказа.
А вот в Швейцарии с одной из самых высоких минимальных зарплат в мире официант получает около 4000 EUR в месяц, и чаевые на его благополучие почти не влияют. Поэтому здесь принято просто округлять счет в большую сторону или оставлять 3–5 % от стоимости заказа в кафе или ресторане — все, что больше этой суммы, считается транжирством и вообще моветоном. В странах Северной Европы сотрудники сферы обслуживания тоже не ждут бонусов от посетителей: все сервисные сборы уже входят в счет.
Восточная мудрость
Восток — дело известно какое, и здесь руководствуются более сложными соображениями. В Японии, например, чаевые запрещены от слова «совсем»: обеспечивать высокий уровень сервиса — обязанность каждого уважающего себя сотрудника, а ждать за это дополнительной платы просто неприлично. Поэтому попытку вручить официанту или горничной монетку-другую тут расценят как оскорбление и непременно вернут деньги расщедрившемуся клиенту. В Китае еще совсем недавно чаевые считались взяткой (со всеми вытекающими), и лишь с развитием туризма к ним стали относиться нормально.
Что еще почитать?
- Мальчик, водочки нам принеси! Как подзывают официантов в разных странах мира
- Чаевые в Турции: кому и сколько давать
- Сколько зарабатывает официант в Греции?
«За» и «против»
Подведем итоги: чаевые — вовсе не опция по умолчанию. Отблагодарить сотрудника с невысоким заработком за хорошее обслуживание вполне уместно, если это не противоречит традициям той или иной страны. А там, где такой жест не поймут и не оценят, с вознаграждением навязываться не стоит. И уж точно не нужно оставлять чаевые ни в одной стране мира, если сервис был не на высоте.