Журнал/Почему оставлять чаевые — это нормально
ЖурналШарим

Почему оставлять чаевые — это нормально

 
    Журнал/Почему оставлять чаевые — это нормально
    Специалисты по этикету считают, что благодарить за качественное обслуживание нужно обязательно, экономистам эта практика кажется не вполне справедливой, сами же клиенты поступают по-разному
    Валерия Здир • 12 января 2022

    Где и когда появилась традиция оставлять чаевые — точно не известно, но, по одной из версий, ей как минимум 500 лет. Тем не менее согласия по этому поводу нет до сих пор: специалисты по этикету считают, что благодарить за качественное обслуживание нужно обязательно, экономистам эта практика кажется не вполне справедливой, сами же клиенты поступают по-разному.

    По данным опроса сервиса Superjob, 39 % россиян регулярно дают «на чай», но исключительно официантам, а 15 % не доплачивают никому и никогда. Так стоит ли оставлять чаевые или достаточно оплатить счет? «Тонкости» разобрались в щепетильном вопросе и его национальной специфике.

    • Чаевые с указанным процентом
      /dv/43/dv439o32x1k48k8swgs4sk0kk.jpg

    Западная логика

    Отношение к чаевым разнится от страны к стране и очень часто определяется не столько особенностями менталитета, сколько экономической ситуацией. Там, где официанты, горничные, носильщики работают за маленькую зарплату или вообще без нее, дополнительное вознаграждение — общепринятая норма. В Турции, Египте, на Кубе чаевые приветствуются везде, и случайно позабыть о них клиенту просто не дадут. В России считается хорошим тоном оставлять официанту 10 % от суммы заказа.

    Самые высокие чаевые — в США: от 15 до 25 % от счета. Эта практика процветает повсеместно: на вознаграждение рассчитывают официанты, носильщики, таксисты, заправщики и горничные. Во многих штатах они получают минимальную зарплату или не получают никакой, так что их доход состоит в основном, а то полностью из чаевых.

    А вот в Швейцарии с одной из самых высоких минимальных зарплат в мире официант получает около 4000 EUR в месяц, и чаевые на его благополучие почти не влияют. Поэтому здесь принято просто округлять счет в большую сторону или оставлять 3–5 % от стоимости заказа в кафе или ресторане — все, что больше этой суммы, считается транжирством и вообще моветоном. В странах Северной Европы сотрудники сферы обслуживания тоже не ждут бонусов от посетителей: все сервисные сборы уже входят в счет.

    В Швейцарии официант получает около 4000 EUR в месяц, и чаевые на его благополучие почти не влияют.

    Восточная мудрость

    Восток — дело известно какое, и здесь руководствуются более сложными соображениями. В Японии, например, чаевые запрещены от слова «совсем»: обеспечивать высокий уровень сервиса — обязанность каждого уважающего себя сотрудника, а ждать за это дополнительной платы просто неприлично. Поэтому попытку вручить официанту или горничной монетку-другую тут расценят как оскорбление и непременно вернут деньги расщедрившемуся клиенту. В Китае еще совсем недавно чаевые считались взяткой (со всеми вытекающими), и лишь с развитием туризма к ним стали относиться нормально.

    Самая запутанная ситуация — в Индии: там чаевые, как правило, включены в счет, так что они считаются необязательными... но желательными. И в то же время во многих ресторанах можно увидеть вывески с предупреждением, что «на чай» давать не надо. Впрочем, в Индии так со многим.

    «За» и «против»

    Подведем итоги: чаевые — вовсе не опция по умолчанию. Отблагодарить сотрудника с невысоким заработком за хорошее обслуживание вполне уместно, если это не противоречит традициям той или иной страны. А там, где такой жест не поймут и не оценят, с вознаграждением навязываться не стоит. И уж точно не нужно оставлять чаевые ни в одной стране мира, если сервис был не на высоте.

    всего голосов: 86

    • Чаевые официантке
      /3t/2u/3t2unoegtbokwo4koocsko88g.jpg

    tabbar_no_yes
    Быстрый переход наверх