Журнал/Схема салона Airbus A320
ЖурналПолетели

Схема салона Airbus A320

 
joebarthez, Shutterstock
    Журнал/Схема салона Airbus A320
    joebarthez, Shutterstock
    «Тонкости» собрали все самое интересное про Airbus A320, а также разбирались, как выглядит салон самолета у разных авиакомпаний
    Игорь Синельников • 19 июня 2025

    Airbus A320 — один из самых распространенных пассажирских самолетов у авиакомпаний по всему миру. Просторный и экономичный авиалайнер полюбился как перевозчикам, так и пассажирам. «Тонкости» собрали все самое интересное про Airbus A320, а также разбирались, как выглядит салон самолета у разных авиакомпаний.

    Летно-технические характеристики Airbus A320

    Значительное количество перелетов совершается на расстояния в несколько тысяч километров. В 1980-е гг. одним из самых популярных самолетов на таких дистанциях стал Boeing 737, и производитель Airbus решил создать для него сильного конкурента. Так появился Airbus A320, который по многим своим характеристикам похож на Boeing 737.

    Новый самолет понравился авиакомпаниям за экономичность, инновационные электронные системы управления, современные дисплеи в кабине пилотов, большую дальность беспосадочного перелета.

    Airbus A320 способен за один раз преодолеть более 6000 км со скоростью 840 км/ч.

    Например, самолеты летают из Москвы в Благовещенск, Барнаул, Екатеринбург, Дубай, Стамбул, Ереван, Ош, Ташкент и другие отдаленные города в России и зарубежья.

    • Самолет Airbus-A320
      Travers Lewis, Shutterstock
      /9x/83/9x83y8fo5hk4s088gs8kwks0o.jpg

    В 2014 г. Airbus представил обновленную модель A320neo. Аббревиатура neo означает New Engine Option — «новый вариант двигателя». На этот самолет производитель установил более экономичные двигатели. Для пассажиров A320 тоже стал еще комфортнее: снизился уровень шума, было увеличено багажное отделение, появились новые развлекательные системы. В России на Airbus A320neo летают «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии».

    Лучшие места в салоне

    Самые комфортные места в Airbus A320 — в бизнес-классе, который находится в носовой части самолета. Обычно в нем от 8 до 20 мест. Просторные кресла располагаются по 2 с каждой стороны от прохода.

    В эконом-классе кресла стоят в 3 ряда слева и справа от прохода. Некоторые авиакомпании (в том числе, лоукостеры) отказываются от бизнес-класса, и в этом случае все кресла в салоне отдают под эконом. Но даже в экономе есть более удобные и менее удобные места. Например, самый первый ряд — там нет кресел впереди, и можно вытянуть ноги. Но здесь не получится разместить ручную кладь под сиденьем, ее придется положить на багажную полку.

    В середине салона Airbus A320 находятся аварийные люки — попарно с обеих сторон над крылом. Преимущество мест около них — больше пространства для ног. Но на этих местах запрещено оставлять ручную кладь под передним сиденьем: в случае эвакуации вещи будут мешать.

    Кроме того, чтобы не загораживать проход к люкам, спинки сидений около них не откидываются, как и спинки кресел последнего ряда: прямо за ними находится стенка туалета. Близость уборной ощущается на нескольких последних рядах: около них постоянно будут стоять в очереди и хлопать дверью пассажиры со всего самолета.

    • Самолет Airbus A320
      fadfebrian, Shutterstock
      /ds/je/dsje1kutfu8sswwo8s448o8ws.jpg

    Схемы салона Airbus A320 у различных авиакомпаний

    Аэрофлот

    У «Аэрофлота» есть 2 версии A320, отличающиеся размером бизнес-класса. В первой версии в носовой части 8 кресел бизнес-класса, расположенных на расстоянии примерно метра друг от друга. 150 кресел эконом-класса стоят на расстоянии около в 71-81 см. Кресла в 12-м и 13-м рядах находятся около аварийного выхода, поэтому там не откидываются спинки. На 13-м и 14-м ряду больше расстояния для ног, но в этом случае ручную кладь нужно класть на полку.

    Места с 11-го по 18-й ряд находятся около крыла. Если вы хотели бы наблюдать красивые виды из иллюминатора, возможно, лучше сесть в другую часть самолета, иначе крыло будет заслонять обзор.

    Россия

    В авиакомпании «Россия» летают A320 в 2 вариантах с разным размером бизнес-класса. В первом варианте 12 мест на расстоянии примерно 90 см. Места в эконом-классе идут с шагом в 78 см. На 10-м и 11-м рядах не откидывается спинка сиденья, а на 11-м и 12-м больше пространства для ног. Ряды с девятого по 17-й расположены напротив крыла.

    В другой версии A320 «России» в бизнес-классе 8 мест, поэтому расстановка кресел в эконом-классе немного отличается. На креслах в 12-м и 13-м рядах не откидываются спинки, а в 13-м и 14-м рядах увеличенное пространство для ног. У крыла расположены ряды с 11-го по 18-й.

    • Airbus-A320 авиакомпании «Россия»
      Alex Babashov, Shutterstock
      /5p/1j/5p1jy50s4s8w0cgos0c8kgcww.jpg

    S7 Airlines

    У S7 в Airbus A320 нет бизнес-класса, поэтому самолеты летают с максимальной загрузкой в 174 пассажира. Расстояние между сиденьями — около 75 см. На 11-м и 12-м рядах не откидываются спинки кресел, а в 12-м и 13-м увеличенное пространство для ног. Около крыла находятся ряды с 10-го по 18-й.

    Уральские авиалинии

    В «Уральских авиалиниях» Airbus A320 оснащают 12-местным бизнес-классом с расстоянием между креслами около метра. В эконом-классе шаг кресел — около 75 см. В девятом и 10-м рядах не откидываются спинки, а в 10-м и 11-м больше пространства для ног. Ряды с восьмого по 15-й находятся рядом с крылом.

    Ямал

    В авиакомпании «Ямал» A320 как с бизнес-классом, так и без. В двухклассном варианте в бизнес-классе расположено 8 кресел с шагом примерно в один метр. В экономе расстояние между сиденьями составляет 74 см. В девятом и 10-м рядах не откидываются спинки, а в 10-м и 11-м больше свободного пространства. Ряды с восьмого по 15-й находятся около крыла.

    В одноклассном варианте A320 «Ямала» выглядит немного по-другому. В этом случае рядом с крылом находятся 10-18-й ряды. В 11-м и 12-м не откидываются спинки, а увеличенное пространство для ног есть в 12-м и 13-м рядах.

    Smartavia

    У Smartavia новые модели Airbus A320neo. В салоне нет бизнес-класса, а за счет сокращенного расстояния между креслами (чуть более 70 см) самолет может перевозить до 180 пассажиров. В 12-м и 13-м рядах больше пространства для ног. Места с 10-го по 17-й ряд расположены около крыла.

    • Современные сиденья в салоне самолета
      Yudi Herdadi, Shutterstock
      /5k/zy/5kzyyy6dn1k4sg0wow0k0c4o8.jpg

    Интересные факты об Airbus A320

    Airbus A320 — главный представитель целого семейства самолетов, в которое также входят модели A318, A319 и A321. Они отличаются в основном длиной и пассажировместимостью, поэтому пилоты могут управлять всеми самолетами без дополнительного обучения.

    A318 — самая короткая версия (длина около 31 м), получившая за свои габариты прозвище «детский автобус». На борту этого могут находиться чуть более 100 пассажиров. Благодаря небольшим размерам и весу A318 могут принимать аэропорты с короткой полосой. В Airbus рассчитывали, что A318 можно будет классифицировать как небольшой региональный самолет, что позволило бы авиакомпаниям экономить на аэропортовых сборах. Однако в итоге его отнесли к классу более крупных самолетов, и он оказался невыгоден в эксплуатации. Было продано всего несколько десятков экземпляров, большинство из которых уже не летают.

    A319 — компромиссный вариант между A318 и A320 с пассажировместимостью до 156 человек. Он всего на несколько метров короче A320, но на некоторых направлениях такое решение выгоднее для перевозчиков (в том числе благодаря большей дальности полета). Этот самолет оказался коммерчески успешным и летает во многих авиакомпаниях.

    Вариант A321 в 1,5 раза длиннее A318 (почти 45 м) и вмещает до 220 пассажиров. Этот самолет настолько большой, что вместо аварийных люков у него в середине оборудованы полноценные эвакуационные двери — таковы требования безопасности к крупным лайнерам. Хотя у некоторых A321 есть и двери, и люки. A321 также достаточно успешная модель и встречается в авиакомпаниях по всему миру.

    • Швейцарские международные авиалинии airbus a321
      odecam, Shutterstock
      /95/3r/953rnnoystss080o0cs0os8ck.jpg

    Семейство A320 — один из самых массовых пассажирских самолетов в мире. За все время их произвели почти 12 тыс. Производство продолжается до сих пор — каждый день Airbus выпускает несколько самолетов обновленного семейства A320neo.

    Отличить Airbus A320 от других похожих самолетов можно по нескольким характерным признакам: например, по немного скошенной вперед носовой стойке шасси и округлой форме носа (у того же Boeing 737 нос более обтекаемый и скорее напоминает овал). Кроме того, если у Boeing 737 двигатели слегка приплюснутые, то у Airbus A320 они практически идеально круглые.

    Вместо привычного штурвала для управления A320 используется сайдстик — специальный джойстик. Необычно и его расположение: не перед пилотом, а сбоку от него. Командир воздушного судна контролирует положение самолета левой рукой, а второй пилот — правой. Ручки не управляют рулевыми поверхностями напрямую: все команды сначала передаются на бортовой компьютер, а уже он отклоняет рули.

    Можно встретить версии A320 с разными законцовками крыла. У более старых моделей они похожи на небольшие треугольники. На новых самолетах Airbus устанавливает так называемые шарклеты — вертикальные законцовки, представляющие собой продолжение крыла.

    Оригинальное название происходит от английского слова shark («акула») — по форме законцовки похожи на плавник акулы. Такое решение позволяет экономить топливо и снижать стоимость авиабилетов.

    • Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот» с «шарклетами»
      Fasttailwind, Shutterstock
      /53/ho/53hovxbnx68sk8wkgc4cwg8w4.jpg

    На основе A320 разработана бизнес-версия лайнера, которая называется ACJ320. В салоне бизнес-джета можно разместить кинотеатр, спальню, обеденное пространство, зону для переговоров и даже душевую кабину. На этом самолете могут летать до 50 человек. За счет сниженной загрузки пассажирами ACJ320 способен перемещаться на расстояние до 7800 км — достаточно, чтобы без посадки добраться из Москвы во Владивосток.

    В 2009 г. A320 авиакомпании US Airways при вылете из Нью-Йорка столкнулся со стаей птиц и потерял тягу обоих двигателей. Самолет успешно приводнился на реку Гудзон, при этом ни один человек на борту не погиб. Списанный самолет подняли из воды, после чего поместили в авиационный музей в Северной Каролине. История легла в основу сюжета фильма «Чудо на Гудзоне».

    tabbar_no_yes
    Быстрый переход наверх