Азбука делового туризма

Азбука делового туризма на «Тонкостях туризма»

В понятие «деловой туризм» входят многие варианты поездок — это и служебные командировки, и поощрительные «инсентив-туры», и выезды на конференции или семинары, и участие в иностранных выставках и ярмарках.

Выставочный туризм

Выставочный туризм — самый популярный сектор делового туризма. Посещаемость зарубежных международных выставок и ярмарок россиянами сейчас растёт очень быстрыми темпами. Наиболее востребованные тематики — строительная, мебельная, продовольственная, компьютерная, общеотраслевая и военная. Самые популярные страны — Германия, Франция, Великобритания, Италия, Китай, Корея и Индия.

Если внимательно изучить даты проведения выставок, легко заметить, что самые крупные и востребованные выставки проходят в периоды с февраля по апрель и с сентября по декабрь. Выставки бывают международными или региональными отраслевыми: многие компании специализируются на работе с определенными регионами мира, например, только с Южной Азией или только с Восточной Европой. Определить крупнейшие среди международных и региональных выставок можно по одним и тем же параметрам — размеру площади, количеству экспонентов и посетителей. Выделить основные выставки в конкретной отрасли можно по рейтингу Всемирной Ассоциации Выставочной Индустрии.

Даты и тематика выставок зачастую меняются. Кроме того, важно помнить, что на выставочный период отели могут повышать цены в 2-3 раза, а непосредственно перед выставкой забронировать номер зачастую невозможно: мест уже нет.

По данным Всемирной ассоциации выставочной индустрии в мире ежегодно проходит около 30 000 выставок, из них 9000 — в Европейском Союзе и США.

Самую полную и точную информацию можно получить на сайтах международных выставочных поисковых систем, например: expodatabase, auma, tsnn. На этих порталах можно узнать о выставляемой продукции, количеству экспонентов и посетителей любой крупной выставки. Также, что немаловажно, эти системы предоставляют информацию об отмене выставок: как показывает практика, это время от времени случается, особенно в Азии (из-за эпидемий птичьего гриппа, цунами, терактов и законодательных «заморочек»).

Исторически сложилось так, что именно в Германии проходит самое большое количество выставок, и обычно они очень высокого качества. Так, в 2005 году в Германии проходит приблизительно 1600 выставок и конгрессов, во Франции — примерно 670, далее — по убывающей. В Москве работает целых семь представительств немецких выставочных центров, на протяжении десятков лет рекламирующих свои выставки: ни одна другая страна таким количеством представительств похвастать не может.

Конгрессы, семинары, инсентивы...

Теперь — коротко о других разновидностях делового туризма. Конгресс или конференция — масштабное деловое мероприятие для специалистов определенной отрасли.

Семинары и тренинги организуются для специалистов самых различных отраслей — в большинстве случаев для повышения квалификации персонала. Стандартно необходимые услуги: проживание, аренда конференц-зала, оборудования (микрофоны, проектор и т. п.), трансфер, авиабилеты, развлекательная программа.

«Инсентив-туры» — поощрительные (мотивационные) поездки для сотрудников компании, клиентов, дилеров, торговых агентов, топ-менеджеров и других являются неотъемлемой частью корпоративной культуры западных, а теперь уже и многих российских компаний. Считается, что такие выезды, порой весьма многочисленные, помогают повысить производительность труда, укрепить корпоративный дух, обострить интерес к работе у сотрудников и сплотить коллектив.

Наконец, индивидуальные деловые поездки, занимающие примерно четверть всего рынка бизнес-путешествий.

Мария Машерова, директор по маркетингу и продажам компании UTS

Тонкости делового туризма

Все статьи о деловом туризме на «Тонкостях»