Аренда авто в Италии
Все дороги в Италии с отличным покрытием и подробными указателями, вдоль них рассыпаны таверны и отели.
Конторы и стоимость проката
В итальянском автопрокате представлены десятки компаний — от международных Avis, Europcar или Sixt до локальных Sicily by Car, Maggiore, WinRent. Их офисы есть в международных аэропортах, на ж/д станциях крупных городов, в популярных туристических местах. В парках машины самого разного класса — от спортивной «Феррари» или престижного седана «Альфа Ромео Джулия» до вместительных семейных минивэнов и скромных «Фиатов Панда».
День/неделя аренды компактного «Фолькваген Поло» у международных прокатчиков в летний сезон стоит от 50/160 EUR, за солидный «Рено Талисман» придется отдать 120/330 EUR, за «Мерседес» Е-класса — 150/490 EUR. При заключении договора на кредитной карте водителя блокируется депозит от 500 до 4000 EUR, который возвращают после сдачи авто при соблюдении всех условий аренды.
Авто аналогичного класса у местных прокатчиков обойдется на 20-40 % дешевле. Летом особым спросом пользуются кабриолеты — от маленького «Фиата-500» (56/240 EUR) до солидного «БМВ» 4 серии (220/700 EUR). Небольшие компании могут принимать оплату и залоговый депозит наличными.
Цены летом, как правило, на 15-20 % выше, чем зимой. Однако главную роль играют спрос и предложения. Это особенно заметно у международных компаний «второго эшелона», таких как GoldCar, Green Motion и им подобных, временами устанавливающих откровенно демпинговые цены. Если повезет, даже летом неделя аренды вполне пристойного «Опеля Корса» обойдется всего в 45 EUR.
Дополнительные опции, страховка
На стоимость проката в значительной степени влияет выбор дополнительных услуг, не включенных в базовый пакет. В первую очередь это касается страховки на случай угона или ДТП, ограничивающей ответственность водителя суммой 900-5000 EUR. Чтобы снизить эту сумму до нуля, можно купить дополнительную страховку за 15-30 EUR/сутки.
Машину можно доукомплектовать специальным оборудованием, в разных компаниях цены могут отличаться в 1,5-3 раза. Минимальная стоимость детского кресла — 9 EUR/сутки, GPS-навигатора — 13 EUR/сутки, доступ к Wi-Fi стоит от 10 EUR/сутки, второй водитель — от 4 EUR/сутки. В зимнее время можно взять держатель для лыж на крышу (от 5 EUR/сутки), зимние колеса (комплект от 20 EUR/сутки) и цепи противоскольжения (от 7 EUR/сутки). При длительных сроках вступает в действие правило, ограничивающее верхний потолок оплаты за подобные дополнительные опции суммой, соответствующей примерно одной неделе аренды.
Документы
Для аренды авто понадобятся российские права и международное водительское удостоверение (даже если вы получили национальное ВУ образца 2011 г.). Госструктуры в Италии грозятся выписывать штрафы от 300 EUR за езду по стране только с национальными правами. Также нужна пластиковая карта (кредитная или дебетовая не ниже уровня Classic) с достаточным количеством свободных средств на счете для блокировки в качестве залога.
Топливо и заправки
В Италии можно заправиться неэтилированным бензином (95 and 98 octane) или дизельным топливом (Gasolio). Второй вариант традиционно дешевле, но аренда авто, работающего на дизеле, будет чуть дороже.
Заправиться круглосуточно без проблем можно только на автостраде. На остальных дорогах по ночам и в выходные дни работают не все заправки, а оплата топлива производится через автоматы, не принимающие иностранные карточки, держите на этот случай наличные. При взъезде на АЗС в городе в разгар дня также обратите внимание на таблички «Aperto» (открыто) или «Chiuso» (закрыто).
Правила дорожного движения
ПДД в Италии (codice della strada) не сильно отличаются от наших, но, в отличие от России, они почти всегда соблюдаются. Попытка «договориться» с представителем полиции чревата большими неприятностями, поэтому советуем корректно вести себя по отношению к другим участникам движения и оплачивать выписанные штрафы, если таковые будут. Дорожные знаки тоже совпадают, указатели вполне информативны (иногда даже чересчур) — заблудиться практически невозможно.
В Италии обязательно нужно включать фары ближнего света в дневное время: автомобилям — за пределами населенных пунктов, мотоциклам везде. Запрещено пользоваться телефоном без системы hands free. Запрещен въезд в зону ограниченного движения (zona traffico limitato, чаще всего по будним дням в рабочие часы) без специального разрешения (таких зон много в исторических центрах Рима, Милана, Флоренции, Пизы, Неаполя, Турина, Генуи и других крупных городов). Если в такой зоне находится ваш отель — смело проезжайте, но не забудьте сообщить на ресепшн данные автомобиля.
Штрафы
Итальянские дороги оборудованы большим количеством телекамер, а на автострадах специальная программа tutor просчитывает скорость движения. Штрафы приходят в прокатную компанию и могут быть списаны с вашей карты, даже если вы покинули страну. Оплатить штраф можно и на месте, сотрудник полиции выпишет квитанцию. Неоплаченный штраф может стать помехой для получения в дальнейшем шенгенской визы.
Некоторые суммы штрафов: превышение скорости — от 40 EUR (до 10 км/ч) до 3290 EUR (свыше 60 км/ч); движение задним ходом по автостраде — 390 EUR; нарушение правил обгона — от 80 до 310 EUR; неправильная парковка — от 35 до 90 EUR; нарушение правил перевозки детей — от 80 до 325 EUR; неиспользование ремней безопасности водителем или любым из пассажиров — от 80 до 325 EUR; разговор по телефону без гарнитуры — от 160 до 645 EUR, въезд в зону ограниченного движения — до 100 EUR. Во многих случаях возможен запрет на дальнейшее движение за рулем автомобиля.
Платные дороги
Платные дороги в Италии недешевы (в среднем 7 EUR за каждые 100 км), тариф зависит от класса транспортного средства. При въезде нужно взять билетик, при выезде — внести оплату наличными или кредиткой. Желтая полоса с надписью Telepass предназначена только для владельцев этих самых телепассов. Синяя — для самообслуживания, оплата по кредитке. Белая — наличными оператору или в автомате.
Также в Италии есть участки со специальной оплатой — чаще всего это тоннели. К примеру, проезд в одну сторону по тоннелю Mont Blanc на легковом авто обойдется в 46,40 EUR, а проезд туда-обратно по дороге Timmelsjoch High Alpine Road из Италии в Австрию с панорамными видами будет стоить 21 EUR. Эта дорога открыта только в дневное время с июня по октябрь. Просчитать общую стоимость поездки и проложить оптимальный маршрут можно на оф. сайте итальянских автострад.
Парковки в городах Италии
В центре городов на парковках обычно есть временные ограничения. Зона бесплатной стоянки размечена белыми линиями (в крупных городах, таких как Флоренция, к примеру, бесплатной парковка может быть только для местных жителей), парковка для инвалидов — желтыми. Синие линии сигнализируют о необходимости оплаты. Есть два варианта: выданный после оплаты билет положить под лобовое стекло или указать на синем парковочном диске, disco orario, время, до которого оплачена стоянка (его можно купить на почте, в турбюро или банке). На информационной табличке указываются часы, в которые парковку необходимо оплачивать, и почасовой тариф (tariffa oraria).
Чем ближе парковка к центру, тем проблематичнее найти свободное место и к тому же дороже. В Вероне припарковаться в центре будет стоить от 1 до 2 EUR в час, ближайшая к центру бесплатная парковка — рядом с площадью Porta Palio. Стоянка во Флоренции обойдется от 20 до 30 EUR в сутки, бесплатно можно оставить автомобиль на площади Микеланджело. В Пизе недорогая и небольшая парковочная зона есть на улице Via Atleti Azzurri Pisani, в 15 минутах ходьбы от Пизанской башни — 0,70 EUR в час, а после 14:00 бесплатно. В Сиенне средняя цена — 2 EUR в час.