Аренда авто на Шри-Ланке
Хотя вода у берегов Шри-Ланки теплая, как в ванне, многие приезжают на тропический остров ради его достопримечательностей. А посмотреть здесь действительно есть на что. Один из самых интересных маршрутов проходит через три древних столицы страны — Канди, Полоннаруву и Анурадхапуру. С машиной станут доступней пещерные храмы Дамбуллы и фантастическая скала Сигирия с руинами королевского дворца. Красивая дорога А-5 уводит в горы в глубь острова к чайным плантациям Нувара-Элии и дальше к пляжам южного побережья. Тут стоит задержаться в национальном парке «Яла», а потом продолжить путь вдоль берега через форт Галле до столичного Коломбо.
И получайте машину в аэропорту
Более 370 новых авто по всей России
Международные компании
Взять в аренду авто у Budget, Hertz, Sixt и других глобальных прокатчиков можно в Коломбо или международном аэропорту Бандаранайке. Все машины новые, с небольшим пробегом, в хорошем техническом состоянии. Прокат «Микро Панды» на 1 день обойдется в 15 850 LKR, «Мазда Демио» будет стоить уже 26 156 LKR/сутки, а престижный «БМВ-520» — 107 700 LKR/сутки. В высокий сезон, с середины декабря до конца января, стоимость аренды выше на 20–30 %.
Для получения авто требуются паспорт, международное водительское удостоверение и кредитная карта на имя водителя (возраст — от 23 лет, стаж вождения 2 года). Цены на странице указаны на август 2022 г.
В стоимость аренды входят неограниченный пробег, техпомощь на дороге, страхование гражданской ответственности, страховка на случай угона или ДТП с франшизой, ограничивающей материальную ответственность водителя суммой 50 000-100 000 LKR. Оплата — только кредиткой; при получении машины на ней блокируется страховой залог в размере франшизы, который возвращается после окончания аренды, если выполнены все условия договора.
Местные прокатчики
На фоне цен шри-ланкийских прокатчиков, международные компании выглядят грабителями с большой дороги. Правда машины, предлагаемые SR Rent a Car, Shineway, Casons, Malkey, Queens Rentals и другими местными фирмами, как правило, имеют пробег под 100 тыс. км и давно пережили первую молодость. Их офисы расположены в Коломбо, Галле и других крупных городах. За дополнительную плату авто доставят в аэропорт или другое указанное место.
Чтобы сделать заказ, нужно воспользоваться формой обратной связи на сайте компании. В ответ она вышлет цены и условия проката. Для подтверждения бронирования требуются сканы паспорта и МВУ, а также предоплата 10 000 LKR. В случае отмены брони или неявки клиента, ее не вернут.
Аренда «Сузуки Свифт» стоит 35 185 LKR/сутки, «Тойота-Королла» обойдется в 40 051 LKR/сутки. Все авто застрахованы на случай угона или ДТП. Сумма франшизы/страхового залога составляет 30 000-50 000 LKR, которые при заключении договора вносятся вместе с платой за аренду наличными в местной валюте. Карточки и доллары тоже принимают, но неохотно.
Тщательный осмотр авто при получении — процедура обязательная. Надо проверить свет, тормоза, уровень масла, наличие воды в омывателе, работу кондиционера, стеклоподъемников и дворников. По возможности — совершить небольшой тест-драйв. Все повреждения следует зафиксировать на фото или видео, а также отразить в дефектном листке, приложенном к договору.
Дополнительные опции и услуги
При оформлении договора аренды его можно дополнить страховкой, уменьшающей размер франшизы до нуля, но увеличивающей стоимость проката на 1500-3000 LKR/сутки. Если получение/возврат авто планируется вне офиса компании, его пригонят по указанному адресу за 2000-9000 LKR.
Аренда авто с водителем
Оптимальный и наименее хлопотный вариант — обратиться в туристическое агентство, они есть на любом курорте. В стоимость входят 5-10-летняя «Тойота-Приус» с говорящим по-английски водителем, нелимитированный пробег, питание водителя, бензин и парковки. Уместен небольшой торг в пределах 10-15 %. Предоплата вносится наличными и составляет 30 % от общей стоимости. Оставшаяся сумма выплачивается водителю в конце поездки. Чаевые необязательны, но принимаются с благодарностью.
Эх, дороги
В последние годы появились современные платные автомагистрали: Аэропорт — Коломбо (30 км), Коломбо — Галле (60 км) и др. Но в основном дороги узкие, с одной полосой движения в каждую сторону, местами без обочин. На главных туристических маршрутах их качество не вызывает нареканий. Указатели продублированы на английском, дорожная разметка всегда свежая и четкая. Белая линия вдоль обочин разрешает остановку и стоянку, желтая — запрещает. Пешеходные переходы обозначены поперечными желтыми полосами, о приближении к ним указывают желтые зигзагообразные линии на дороге.
Наибольшим приоритетом на дорогах пользуются большие грузовики и междугородние автобусы (на местном сленге «крези-басы»), которые едут так, будто вокруг никого нет. На следующей ступеньке дорожной иерархии — легковушки и минивэны. И в самом низу — тук-туки, скутеры и велосипедисты, вынужденные уступать дорогу всем остальным, но выигрывающие за счет способности втиснуться в любую щель.
Обочины принадлежат пешеходам, особенно в небольших городках, где зачастую нет тротуаров. Наибольшую опасность они представляют в темноте, поскольку освещения нет, а мода на светоотражающие жилеты до Шри-Ланки еще не дошла. На загородных дорогах надо быть готовым к встрече с домашними животными, дикими собаками, обезьянами, павлинами, мангустами, метровыми ящерицами-варанами и прочей живностью вплоть до слонов.
Особенности вождения
Как говорят местные, чтобы ездить по острову, нужны всего три вещи — громкий сигнал, надежные тормоза и немного везения. И, конечно, адаптация к левостороннему движению, которая появляется уже на второй день. Первое впечатление — полный хаос: водители полностью игнорируют ПДД, постоянно сигналят и разъезжаются в считанных сантиметрах друг от друга.
Несмотря на внешнюю агрессивность, все участники движения довольно вежливы. Готовясь к обгону надо предупредить идущую впереди машину клаксоном, чтобы она посторонилась, и самому быть готовым прижаться к обочине. Мигание дальним светом при совершении обгона — просьба к встречным уступить дорогу. Никогда не надо начинать обгон, если приближается «крези-бас» — он не посторонится ни при каких условиях. На перекрестке не стоит ждать, что кто-то притормозит и пропустит машину, имеющую право преимущественного проезда. Надо, непрерывно сигналя, осторожно двигаться вперед, не обращая внимания на тук-туки, которые в любом случае уступят дорогу.
В целом, трафик на загородных дорогах небольшой и позволяет ехать с максимально разрешенной скоростью. Исключение — центральная горная часть острова с серпантинами и средней скоростью 30-40 км/час. Самое проблемное место — агломерация Большой Коломбо с населением около 6 млн человек. По утрам транспорт здесь ползет как черепаха — люди едут на работу, автобусы развозят детей по школам, домохозяйки спешат на рынки. Вечером картина повторяется. Иногда пробки — следствие ремонта, когда одна полоса дороги закрывается для движения, а другая работает в реверсивном режиме.
На АЗС выходить из машины необязательно, достаточно подъехать к колонке. Заправщик сам откроет бензобак, зальет топливо, примет через открытое окно деньги и вернет сдачу. Стоимость бензина — 540 LKR/л, дизельного топлива — 430 LKR/л.
Отношения с полицией
К водителям-иностранцам дорожные полицейские относятся снисходительно, мелкие нарушения могут простить. В городах они обычно занимаются регулировкой движения на перекрестках — вероятно, потому, что местные водители ни во что не ставят сигналы светофора. За городом любят сидеть в засаде и ловить за превышение скорости, пересечение двойной сплошной или неправильную парковку.
Превышение скорости, даже на 1 км/час, стоит от 2300 LKR. Штраф за управление авто в нетрезвом виде (уровень алкоголя в крови более 0,08 промилле) — 5000 LKR. Самое дорогое нарушение — проезд на красный свет — 8000 LKR. Но чаще всего ситуация с блюстителями порядка решается встречным вопросом «How much?» и купюрой номиналом 1000 или 2000 LKR.