Великая Китайская стена

Сложно найти более масштабное творение рук человеческих, чем Великая Китайская стена. Можно выделить разве что египетские пирамиды. И если сооружения в долине Гизы в основном сконцентрированы в одном месте, то стена, словно гигантский дракон, пролегает над пустынями, полями, горами и плато, растягиваясь более чем на 20 000 км с востока на запад Китая.

Несмотря на практически нулевую эффективность в защите от захватчиков, она все равно стала символом мощи страны, неким барьером между Поднебесной и остальным миром. Сегодня увидеть этот символ ежегодно стремятся миллионы туристов, значительная часть из которых — жители КНР, считающие, что, если человек ни разу не был на стене, он не может быть настоящим китайцем.

Для чего построили Китайскую стену?

В древности Китай представлял собой множество разрозненных царств, плохо ладивших друг с другом. К тому же территории постоянно подвергались набегам хуннов — кочевого народа северокитайских степей. В 3 веке до нашей эры отдельные царства объединились, а когда к власти пришел император объединенного Китая Цинь Шихуанди, он поставил задачу защитить жителей государства. Для этого император инициировал возведение мощного «забора» на пути у неприятеля.

Стена также должна была обозначить границы новой страны и минимизировать контакты китайцев с другими народами.

Построенные в последующие века участки стены нужны были не только для защиты. Их также использовали как таможенные посты, позволяющие контролировать перемещение людей и взимать налоги с торговцев. На это указывают относительно небольшая высота некоторых участков и тот факт, что стена не стала препятствием ни для войск Чингисхана в начале 13 столетия, ни для цинских повстанцев в 17 веке.

Авторские экскурсионные туры в Китай

VIP туры с персональным гидом в отелях класса люкс

Отдых и лечение на о. Хайнань

Прямые перелеты а/к Аэрофлот

Групповые туры на 7-15 дней, вылеты по субботам

Путешествие в Китай с детьми

Устройство Китайской стены

Великая Китайская стена — это массивное укрепление из камня. Его ширина в основании 6-7 м, а в верхней части — около пяти, что в давние времена позволяло спокойно проезжать по некоторым участкам на лошадях с повозками. Высота стен от 6 до 8 метров, а со сторожевыми и защитными башнями, выстроенными в определенном порядке, достигает 10.

Башни стоят друг от друга на расстоянии 200 м, что равняется средней дальности полета стрелы — это не оставляло противнику шанса преодолеть стену на незащищенном участке.

В случае атаки на ближайшей башне зажигали сигнальный огонь, который был виден с соседних башен, и таким образом сигнал тревоги передавался по цепочке, приводя весь гарнизон в боевое положение.

  • История места Великая Китайская стена 1
    /7e/rb/7erbvb4m6qo0o8s0kkg0ggsc0.jpg

Последние исследования ученых из Тайцзиньского университета Китая показали, что в стене существовало около 130 тайных замаскированных ходов. Они представляли собой ниши глубиной почти во всю толщину стены, заложенные снаружи одинарным слоем камня или кирпича. В случае нападения перегородка легко ломалась, и на неприятеля неожиданно обрушивалось оборонительное войско, возникшее будто бы из ниоткуда.

Какая длина Китайской стены?

Суммарная протяженность всех фрагментов Великой Китайской стены — 21 196,18 километра. Однако длина последнего сооружения эпохи Мин, которое сегодня доступно для путешественников, составляет 8851,9 километра, куда, помимо самих каменных укреплений, входят также естественные образования — горные хребты, холмы и реки.

Где начинается и где заканчивается Великая китайская стена?

Начало Великой Китайской стены на востоке определяется так называемой «Головой дракона» в Бохайском заливе Желтого моря, у города Шанхай-Гуань. Это башня стены, уходящая на 23 м в море.

Головой дракона ее назвали по аналогии с народным именем самой стены, которую издавна нарекли «Земляным драконом».

  • История места Великая Китайская стена 2
    /3t/l5/3tl5ck1hp9wkckocokcoc8kwk.jpg

Конкретную точку западной оконечности стены определить затруднительно. Большинство историков сходится во мнении, что официальной конечной точкой Великой Китайской стены можно считать «Нефритовые ворота» — остатки заставы Юймэньгуань на территории пустыни Гоби в округе Цзюцюань. Через эти ворота проходил Шелковый путь, они же являлись официальной таможней на въезде на территорию Китая.

Интересное о Китае

История строительства Великой Китайской стены

Великая Китайская стена не стразу строилась. Это результат труда многих государств, существовавших на территории современной КНР.

Когда начали строить Великую Китайскую стену

Возводить стену в 7 столетии начали правители государства Чу, а закончили в 1878 г. уже властители империи Цин. Основная же часть сооружения была построена 600 лет назад. Вплоть до 1980-х стену практически не ремонтировали, а в более-менее сохранном состоянии находился только сегмент Бадалин. Но благодаря масштабной программе реставрации сооружение удалось спасти, хотя многие участки по-прежнему в полуразрушенном состоянии.

Существует городская легенда о том, что Великую Китайскую стену можно увидеть из космоса. На самом деле, это не совсем верно. Стена действительно впечатляет, но в первую очередь своей длиной. Ширина же ее относительно небольшая, и остроты зрения просто не хватает, чтобы ее увидеть. А вот рассмотреть стену на качественном фотоснимке все-таки можно. На нем она похожа но тонкий ломаный волос.

Из чего строили стену?

Первые участки стены возводили из глины и утрамбованной земли, переложенной мелким гравием и армирующими решетками из прутьев. Местами в ход шли каменные булыжники, а также примитивный кирпич-сырец, который за неимением навыков обжига просто сушили на солнце. Позже начали вытесывать каменные блоки из располагавшихся рядом с местом строительства горных образований, пересыпая их грунтом. На последних этапах стены выкладывали из все тех же каменных блоков, однако скрепляли их надежным раствором из рисового клея в смеси с гашёной известью. В частности, именно такой способ кладки позволил фрагментам Китайской стены простоять до нашего времени без особенных потерь.

Существует старая легенда, что останки многих тысяч людей, неизбежно погибших при строительстве такого мощного объекта, особенно в ранние века, использовались в качестве стройматериала. Будто бы кости их перетирали в порошок и добавляли в кладку, а иных и вовсе укладывали в основание стены целиком. Но ни одно из научных исследований, включавших полноценные раскопки и тщательные анализы, не подтвердило этой версии.

  • История места Великая Китайская стена 3
    /5s/kx/5skxsxspwmos0cw8cs8s4wgs0.jpg

Что посмотреть

Великая стена — конструкция не цельная. За 2700 лет существования многие ее участки превратились в руины, а то и вовсе были полностью разобраны. Поэтому подразумевается путешествие к определенным сегментам, чаще всего полностью восстановленным, размещенным неподалеку от крупных городов с развитой туристической инфраструктурой.

Мутяньюй 

Мутяньюй — самый «прилизанный» 73-километровый участок, расположенный в 2 часах езды от Пекина. Тщательно отреставрированная стена с множеством сторожевых башен окружена потрясающими горными цепями. Здесь не так много народу, как на других сегментах, так что, если позволяет время, лучше отправляться именно сюда. По мнению многих туристов, архитектура тут более интересная, чем на сверхпопулярном участке Бадалине.

Бадалин

На Бадалине часто бывает не протолкнуться — это «благодаря» небольшому расстоянию от Пекина (80 км), развитой инфраструктуре (гостиницы, рестораны, фуникулер) и, конечно, прекрасным пейзажам.

Бадалин — самый популярный и наиболее уцелевший участок Великой стены. Здесь побывали королева Елизавета, президенты США Никсон и Рейган, премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер.

Сыматай

Сыматай — один из немногих сегментов, сохранивших оригинальный внешний вид 14 века. На кирпичах, из которых сложена стена, указаны дата, когда они были уложены, и номер воинского подразделения, занимавшегося строительством. Это единственный участок, открытый в вечернее время.

Цзиньшаньлин

Фишка сегмента Цзиньшаньлин — хорошо сохранившаяся оборонительная система с бойницами, часовыми башнями, воротами и огневыми точками.

Интересные факты о Великой Китайской стене

  • С 1999 г. каждую третью субботу мая для любителей бега на Китайской стене стартует Great Wall Marathon. Это одна из труднейших дистанций в мире, составляющая 42 км со множеством подъемов и спусков. По статистике, финиша достигает только каждый четвертый участник.
  • В процессе постройки Великой Китайской стены изобрели тачку для перевозки небольших грузов. С небольшими модификациями ее используют до сих пор почти в любом частном домохозяйстве.
  • На одном из участков стены стоит скульптура женщины. По описаниям экскурсоводов, жена одного из погибших и пропавших на стройке рабочих так сильно горевала у стены, что часть кладки обрушилась, указав несчастной на останки ее супруга. Ей и посвящен монумент.
  • Многие участки стены почти гарантированно исчезнут в обозримом будущем. Этому способствуют погодные условия и хрупкость материалов, из которых они сделаны.
  • Ученые до сих пор продолжают открывать новые сегменты Великой стены, которые раньше были скрыты грунтом либо не рассматривались как ее части. Считается, что участки могут быть обнаружены на территории Монголии и Северной Кореи.

Мероприятия по сохранению стены

Множество фрагментов Великой Китайской стены уже утрачено и продолжает разрушаться. Это вызывает опасения историков и культурологов, и в последние десятилетия предпринимаются всевозможные меры для сохранения исторического наследия.

Современное состояние и туристическая привлекательность

Во времена культурной революции во второй половине 20 века, когда народ Китая боролся с любым наследием тирании, стена стала для китайцев своеобразным символом притеснения. Поэтому камни и кирпичи из кладки люди свободно извлекали и использовали для личных нужд, продавали на рынке. Лишь самый популярный и наилучшим образом сохранившийся участок в районе Бадалин, недалеко от Пекина, избежал такой участи. Многие фрагменты стены подмыло проливными дождями, занесло песком, разрушило временем. В 2022 г. в провинции Ганьсу из-за землетрясения обрушились два метра стены постройки эпохи Мин.

Сегодня посмотреть на одно из величайших творений человеческих рук ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. Едва ли не каждый второй политик или кинозвезда были запечатлены на ее фоне. Более того, Мао Цзэдуна говорил, что «тому, кто не поднялся на стену, нужно отказывать в праве называться китайцем». Возможно, поэтому едва ли не в каждом аккаунте китайских пользователей соцсетей найдется фото на ступенях участка Бадалин.

  • История места Великая Китайская стена 4
    /20/wp/20wp0mpst8ro8kc8gosc8wsk4.jpg

Восстановление и защита Китайской стены

В 1984 г. стартовала программа по защите, оценке и восстановлению Китайской стены. Там, где это возможно, специалисты собирают конструкции из оригинальных осыпавшихся фрагментов. Где нет — высекают камни, по виду аналогичные древним. На некоторых участках, как, например, Цзянкоу, рабочие до сих пор используют мулов, чтобы поднимать кирпичи к труднодоступным кладкам на горном серпантине.

Китай предпринимает множество мер для того, чтобы защитить Великую стену от дальнейшего разрушения. В непосредственной близости к ней запрещено возводить постройки, создавать производства. Стена включена в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как попасть на Великую Китайскую стену?

Для знакомства с Великой Китайской стеной подойдет самый доступный и популярный ее участок — Бадалин. Это близкая к столице Китая часть стены, куда ходит несколько видов транспорта. Кроме того, информацию о Бадалине всегда можно уточнить у попутчиков.

Самый экономичный вариант — это поезд. С Северного железнодорожного вокзала Пекина Beijingbeizhan электричка ходит в Бадалин с 6:00 до 21:30, стоимость билета — около 6 CNY. В кассу почти всегда очередь, однако в поезде скорее всего будет свободно из-за большого количества рейсов. Время в пути — около 1,5 часа. В Бадалине смело следуйте за толпой и указателями, заблудиться там сложно.

Если вы хотите осмотреть не только саму стену, но и максимальное количество достопримечательностей по дороге к ней, садитесь на туристический автобус в районе площади Тяньаньмэнь. В зависимости от маршрута, за 15 или 22 CNY вас довезут до Бадалина с остановками на старинных базарах и в других исторических локациях. Автобусы отправляются до 13:30.

На автобусе без остановок к стене проще всего добраться от башни Дэшэнмэнь. Найдите на карте метро Jishuitan, оттуда езжайте маршрутом № 877 или 919 за 12 юаней прямо до вокзала Бадалин. Обратите внимание, чтобы номер был именно № 919, без дополнительных иероглифов или цифр, а лучше уточните у водителя пункт назначения.

Вход на стену на участке Бадалин стоит 45 CNY. Но нужно учесть, что на стену придется подниматься, поэтому при отсутствии желания или возможности это делать лучше воспользоваться фуникулером. За 100 CNY туда и 140 CNY туда-обратно вас поднимут непосредственно к началу осмотра. Кассы Бадалина работают летом с 6:30 до 19:00, а в зимнее время с 7:00 до 18:00. Цены на странице указаны на ноябрь 2023 г.

Вопросы и ответы

Что находится внутри Великой Китайской стены?

Великая Китайская стена некоторым представляется как полое сооружение, однако это не так. Внутри неё нет секретных тоннелей, а единственные внутренние помещения расположены в башнях застав. Ранее они предназначались для нахождения там войск и хранения боезапаса. Внутри стен находятся лишь грунт, глина, кирпичи, дерево и камни, из которых ее строили.

Рядом с участком Бадалин располагается Музей Китайской стены.

Почему стоит посетить Великую Китайскую стену?

Великая Китайская стена — одно из самых впечатляющих творений рук человека. Посетив ее, туристы проникаются духом Китая, прикасаются к его истории. К тому же, со стен на отдельных участках — к примеру, Мутяньюй — открываются отличные виды на окрестные горы.

Также рекомендуем
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх