Искусство Египта
Искусство Египта — одно из самых древнейших в мире. Его история насчитывает много тысячелетий, а памятники культуры до сих пор окутаны ореолом таинственности и скрывают, подобно Большому Сфинксу Гизы, ответы на огромное количество археологических загадок.
Наибольший интерес у всех, кто посещает эту чудесную страну, вызывает искусство Древнего Египта. Хотя коптское и мусульманское историческое наследие не менее привлекательно, но его относительная «молодость» и гораздо меньшая известность не могут противостоять достопримечательностям с тысячелетней историей. Традиционно историю Древнего Египта, а также искусство, делят на два периода — додинастический и династический. Додинастический период охватывает все то время, пока в Египте не было у власти династий фараонов. Дело в том, что фараоны появились в Долине Нила не сразу, а в результате борьбы за власть между отдельными правителями маленьких государств. Царь Менес или Мина, сумевший выиграть в этой схватке и объединить все земли, получил титул фараона и стал основателем первой династии. Начиная с этого времени, можно говорить о начале расцвета древнеегипетской культуры.
Искусство тогда было целиком и полностью религиозным, подчиненным нуждам религиозного культа и в силу этого имело особое значение в обществе. Художник был на одном уровне со священнослужителем, а значит, не имел права, во-первых, творить так, как ему заблагорассудиться, а только в соответствии со строгими канонами, правилами, традициями, а во-вторых, труд его был священнодействием. Отчасти именно этим объясняются достаточно медленные темпы развития, в ходе которого отбирались наиболее совершенные формы выражения мифологических представлений, образа человека, окружающего мира.
Коптское искусство или искусство первых египетских христиан возникло на стыке культур, соединяя наследие эпохи фараонов и новое знания, полученные от захвативших власть в Египте греков и римлян. К сожалению, большая часть этого древнего наследия была уничтожена. Мусульманское искусство не менее глубоко религиозно, чем древнеегипетское. Наиболее интересные объекты внимания — мечети.
Архитектура Египта
Величайшие произведения египетского искусства — это, прежде всего, знаменитые памятники архитектуры Древнего Египта. До сегодняшнего времени сохранились в основном храмы и пирамиды-гробницы, самые известные из которых располагаются в Гизе и Луксоре.
Использование пирамид в качестве усыпальниц для фараонов было неслучайным. Они символизировали концепцию фараона как бога, который возвышается над всеми остальными людьми. Первоначально сооружения не имели правильной формы, а были ступенчатыми, как наиболее древняя из известных пирамид — пирамида Джосера в Саккаре. Четырехгранная форма появилась позже и обозначала вечность. Самые большие пирамиды построены в период Древнего царства, фараонами III и IV династий. К этому времени относится и самая высокая — пирамида Хеопса, воспетая древнегреческим историком Геродотом.
Большинство дошедших до нас знаменитых древнеегипетских храмов было создано в эпоху Нового царства. Например, храм царицы Хатшепсут, женщины-фараона, вырублен в скале и относится к полускальным храмам. Карнакский храм является самым большим в мире и эталонным для построек более поздних времен.
Скульптуры Египта
Скульптура была неотъемлемой частью храмов, гробниц, дворцов в Древнем Египте. Так, в пирамиду, наравне с мумией, помещали статую умершего в полный рост в строго определенной позе. Специальным образом выделенные глаза создавали иллюзию «живой» скульптуры. Помимо фигуры фараона в гробнице зачастую можно было увидеть фигуры рабочих, которые должны были создать комфортные условия жизни для правителя после его смерти. Произведения скульпторов этого времени говорят о высокой степени мастерства. В качестве материала использовался обычно камень самых твердых пород.
Мумии Египта
Самый растиражированный образ из египетской истории в массовой культуре — это ожившая мумия. И это вполне понятно. Любая погребальная церемония в Древнем Египте начиналась с мумификации. Внутренности умершего вынимали и перемещали в специальные емкости, охраняемые богами. На месте сердца покойника оказывался вырезанный из камня жук-скарабей. Тело обрабатывали определенным раствором и обматывали холстами. Чем лучше сохранялось тело, тем выше была вероятность, что ка умершего не покинет владельца. Дух также мог умереть от голода. Чтобы этого не произошло, близкие помещали внутрь усыпальницы продукты, вырезали на её стенах изображения одежды.