Цепной мост Сеченьи
ОтзывыМост Сеченьи (правильное ударение — на первый слог), или иначе Будапештский мост, соединяет два берега Дуная, на которых раскинулись две старые половины города: Буда и Пешт. Мост открылся для движения в 1849 г., и он был первым (если не считать временных) в столице после венгерской революции 1848 г. В то время центральный пролёт моста, достигавший 202 м, был одним из самых длинных в мире.
Мост Сеченьи начинается в Буде на пл. А. Кларка, близ точки отправления фуникулёра к Будайскому дворцу. Заканчивается мост (или наоборот) на пл. И. Сеченьи, недалеко от Грэшемского дворца.
Иштван Сеченьи был выдающимся политическим деятелем в Венгрии, и он в изрядной степени поспособствовал строительству моста. На момент постройки этот мост был настолько огромен, а конструкция его — столь оригинальна, что его считали настоящим чудом инженерной мысли. Кроме того, мост имел ещё и символическое значение: он олицетворял объединение двух городов в один.
Автором проекта моста стал англичанин У. Кларк, а руководил строительством его однофамилец, шотландец А. Кларк. Нечто похожее У. Кларк уже делал: несколькими годами ранее он спроектировал мост Марлоу через Темзу, который находится в одноименном городе. Мост создавали по секциям и доставляли из Великобритании в Венгрию для финального монтажа.
В 1914 г. из-за возросшего транспортного потока литой железной конструкции моста потребовалась капитальная переделка и упрочнение. Они были проведены, но новая постройка простояла недолго. Когда фашистские войска уходили из Будапешта в конце Второй мировой войны, они взорвали мост, чтобы задержать наступление союзников. Восстановительные работы продлились до 1949 г.
На стороне Пешта на мосту установлена мемориальная табличка, надпись на которой гласит, что мост Сеченьи — один из всего двух сохранившихся мостов Уильяма Кларка в мире (второй — тот самый, в Марлоу).
В 1852 г. мост Сеченьи был украшен двумя скульптурными львами работы Яноша Маршалко. Каменные львы сидят с обоих концов сооружения и очень похожи на своих сородичей, помещенных на Трафальгарской площади. Между тем львы в Будапеште постарше: английские были созданы только шестью годами спустя. Зато здешние, будапештские, меньше размерами.
Особую славу мост приобрёл в 2001 г., когда авиатор П. Бешеньеи пролетел на своём самолёте под ним. И не просто пролетел, а «вверх тормашками». С тех пор этот фокус обязательно повторяют на авиасостязаниях «Ред Булл».
Практическая информация
Мост расположен прямо в центре Будапешта, и его трудно спутать с другими. Во-первых, из-за цепей, во-вторых, это ближайший мост к ж/д вокзалу Дели. От него до моста можно дойти пешком минут за 20.