Лифт Санта-Жушта
Не удивляйтесь, если архитектурный облик лифта Санта-Жушта покажется вам до боли знакомым — проектировал его Рауль Месньер, любимый ученик и преданный последователь Густава Эйфеля. Изящная стальная конструкция с непохожими друг на друга ярусами арок возвышается на углу улицы Ору, а ее подъемный механизм за считанные секунды доставляет жителей и туристов португальской столицы на площадь Карму, расположенную 32 м выше. Воспользоваться Санта-Жуштой стоит, во-первых, чтобы оценить инженерный гений начала 20 века, во-вторых, чтобы почувствовать себя настоящим коренным лиссабонцем, в-третьих, чтобы насладиться замечательным видом на город, открывающимся с верхней площадки лифта.
Лифт Санта-Жушта: популярные отели рядом
CORPO SANTO LISBON HISTORICAL5 звезд42 837 ₽
AVENIDA PALACE5 звезд36 774 ₽
BRITANIA ART DECO A LISBON HERITAGE COLLECTION4 звезды24 543 ₽
PORTUGAL BOUTIQUE HOTEL4 звезды38 178 ₽
BLUE LIBERDADE3 звезды25 452 ₽
MONTE BELVEDERE HOTEL BY SHIADU3 звезды22 725 ₽
HOTEL SETE COLINAS2 звезды13 863 ₽
GAT ROSSIO2 звезды15 794 ₽
GRANDE PENSAO ALCOBIA1 звезда15 858 ₽
RES DUBLIN1 звезда13 821 ₽
FLORA CHIADO APARTMENTSбез категории55 222 ₽
ALMARIA EDIFICIO DA CORTEбез категории43 906 ₽
Немного истории
Холмистая местность, на которой расположен Лиссабон, всегда представляла проблему для перемещения жителей города между его нижним районом Байша и верхним Карму. Даже соседние параллельные улицы часто были связаны крутыми лестницами, регулярно преодолевать которые были в состоянии только физически развитые лиссабонцы. Попытки облегчить участь остальных жителей предпринимались с 1870-х гг.: в частности, инженер Роберто Арменио предложил мэрии проект своего рода конки, в которой пассажиров доставляли бы в верхние районы рельсовые вагончики на лошадиной тяге.
Разработка Рауля Месньера, представленная городскому совету в 1896 г., оказалась более жизнеспособной: инженер предлагал связать улицы с наибольшим перепадом высот (32 м) лифтом, приводимым в действие паровой машиной. Конструкция должна была состоять из стали и бетона и сочетаться с архитектурным обликом Байшы. Отцы города дали добро, и в 1900 г. началось строительства лифта Санта-Жушта. В августе 1901 г. король Португалии Карлос I торжественно открыл лифт, но работать для населения он начал лишь годом позже. В 1907 г. паровой механизм был заменен на электрический. В 1973 г. лифт Санта-Жушта был включен в городскую систему исторических трамваев, а в 2002-м отпраздновал свое столетие и вошел в Список наследия Лиссабона. В феврале 2006 г. здесь была проведена последняя реконструкция: для пассажиров открылись исторический крытый променад и терраса на верхнем уровне Санта-Жушты.
Что посмотреть
Лифт Санта-Жушта — великолепный памятник передовой инженерной мысли начала 1900-х гг. и просто очень красивая достопримечательность Лиссабона. Поднимаясь по крутой мостовой улицы Санта-Жушта, вы непременно удивитесь контрасту его и по сей день не потерявшего актуальности футуристического облика на фоне фасадов старинных особняков исторического района Байша.
Подойдя к лифту, не спешите внутрь — насладитесь стройностью его стальной конструкции, столь напоминающей творения Эйфеля. Здание выполнено из чугуна, стали и цемента — на рубеже 19-20 веков это был красноречивый символ научно-технического прогресса. 6 ярусов ажурных аркад скрывают винтовую лестницу, по которой можно подняться в Верхний город Лиссабона, не прибегая к помощи механизмов. Арки в каждом ярусе не повторяют друг друга, однако все они выполнены в «колючем» неоготическом стиле, столь популярном в начале 20 века. Смотровая площадка верхнего пассажирского павильона расположена на высоте 45 м от подножия; сам же лифт поднимает на высоту 32 м. Основание конструкции поддерживается 4 колоннами, каждая из которых состоит из сдвоенных свай. В нижнем этаже павильона расположены и электрические моторы, приводящие в движение лифт. Доступ посторонних туда по понятным причинам запрещен.
Зайдя в павильон и приобретя билет, занимайте место в одной из двух кабин лифта, декорированных в роскошном стиле ар-нуво: деревянные панели, зеркала, окна, мягкость природных линий и обтекаемость декоративных форм. Первоначально каждая кабина вмещала 24 человека, сегодня здесь 19 сидячих и 10 стоячих мест. Путь наверх займет около 1 минуты, за это время перед вами будут постепенно открываться замечательные виды на исторический Лиссабон.
На площадь Карму пассажиры лифта выходят по крытой террасе — еще один повод задержаться у панорамных окон, перекрытых тонкой ажурной решеткой. Заслуживают внимания и чугунные ворота — яркий образец мечтательного ар-нуво.
Практическая информация
Адрес: Лиссабон, угол улиц Rua de Santa-Justa и Largo do Carmo, Elevador de Santa-Justa.
Время работы: с июня по сентябрь — с 7:00 до 23:00, с октября по май — с 7:00 до 22:00. Чтобы проехать на лифте с комфортом, рекомендуется приходить вне часов пик. Смотровая площадка работает ежедневно и круглогодично с 8:30 до 20:30.
Стоимость проезда в лифте — 5 EUR туда-обратно. Вход на смотровую площадку без права пользования лифтом — 1,50 EUR.