Обряд «Цари Коледы» в Семежево

 
Беларусь

Обряд «Цари Коледы» («Цари Коляды», «Цари Рождества») — старый новогодний обычай, который существует в деревне Семежево. Это маленькая деревенька с населением около 1000 человек, расположенная недалеко от Слуцка. Семежево когда-то стояло на речном острове и было более изолировано от остальной части страны, чем другие деревни. Например, жениться в Семежево до самой революции старались на своих же, островитянах. Поэтому и традиция, возникшая здесь, стала настолько самобытной и дошла до наших дней через сотни лет.

«Цари Коледы» бушуют всего один день в году после наступления Нового года, 13—14 января. В это время как раз заканчивается Колядная неделя: наступает Щедрец — «щедрый вечер», совпадающий со Старым Новым годом. Ряженые ходят по домам, не пропуская ни одного (в поселении такого размера это несложно) и разыгрывают сценку в стихах. Если верить историкам, то в дореволюционном Семежево чуть ли ни на каждой улице существовала своя версия текста и костюмов, но сегодня представление устраивают одно для всех.

В 2009 праздник был внесён ЮНЕСКО в Список объектов нематериального наследия человечества.

Считается, что традиция возникла после того, как в деревне расположился на постой отряд российской армии. Солдаты обходили дворы с поздравлениями, и после их отъезда это продолжили делать уже местные. Ряженые ходят по дворам группами, в которых обычно семь «актёров». Каждый из них одет в белый костюм с высокой шапкой с козырьком наподобие кивера, украшенный цветастым поясом и лентами, и каждый носит имя какого-нибудь царя. Цари сперва заходят в дома к незамужним, представляют сценки в лицах, желают чего-нибудь хозяевам и получают угощение. Обход всех домов деревни (сейчас их, жилых, около 700) продолжается до темноты, когда ряженые зажигают факелы.

Пьеса, на сюжет которой читали стихи изначально, называлась «Царь Максимилиан», и написана она была в 1919 г. Сюжет сводится к конфликту старого царя с его будущим наследником. Пьеса заканчивается смертью сына-царевича, а потом и самого царя.

На роли царей, как и встарь, берут исключительно неженатых парней. Попав в дом, ряженые начинают слегка буянить: прочитав стихи, могут разыграть символическую драку, к примеру, с Мамаем. В отплату за это хозяева дают им колбасу, водку, сало, пирожки — кому что не жалко. В отличие от традиционного «либретто» все сценки нынешних ряженых оканчиваются счастливым финалом.

Обряд «Цари Коледы»

И после революции, и после военных лет традиция не нарушалась вплоть до 60-х гг. 20 века. Тогда она была прервана вплоть до восстановления в 1980 г. В новейшей интерпретации «Царей Коледы» поддерживают и жители окрестных деревень, так что, по некоторым свидетельствам, всего в празднике оказывается задействовано столько народу, сколько населяет половину Семежево. В 2009 праздник был внесён ЮНЕСКО в Список объектов нематериального наследия человечества.

Вопросы о Беларуси

Интересное о Беларуси

Также рекомендуем
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх