Дворцы Китая

Китайская архитектура неповторима и самобытна, вызывает восхищение строениями в целом и отдельными элементами, каждому из которых уделено максимальное внимание. Богатые храмы и не уступающие им по пышности дворцы, исполненные поэзией и единением с природой беседки в тщательнейшем образом ухоженных садах, ювелирно выполненные пагоды и многое-многое другое привлекает туристов со всего мира.

Дворцы в Китае всегда были призваны подчеркнуть высокое положение императора, отличаясь масштабом, пышностью и величием. При этом они традиционно разделялись на официальную — парадную часть, и жилую, повседневную. Дворец всегда выступает смысловым центром комплекса построек, расположенных вокруг него.

Традиционная «китайская» крыша — изящная, многоуровневая, с загнутыми вверх углами, часто украшенная фигурками птиц и зверей — не только особенность национальной архитектуры, но и ноу-хау местных строителей, тем самым добившихся ещё большей долговечности конструкции. Деревянные строения с такими крышами не подвергаются разрушению от влаги с течением времени, поскольку дождевая вода, стекая с крыш, отводится подальше от стен и фундамента. Особенность именно дворцовых крыш Китая — жёлтая черепица, символ императорской власти.

Увы, столь удачная находка в строительстве как загнутые крыши, не смогла сохранить до наших дней многие дворцы Китая. К сожалению, многие из них, традиционно возведённые из дерева, стали жертвами огня.

Самый крупный пожар, уничтоживший многие дворцовые ансамбли близ китайской столицы, устроили во вторую Опиумную войну колониальные англо-французские войска, когда в 1860 году китайский император наложил запрет на торговлю опиумом на своей территории. В отместку за сопротивление европейской наркоторговле британские и французские солдаты устроили резню, сожгли и разграбили многие загородные дворцы Пекина.

До наших дней полностью уцелел только «Запретный город» — Дворец Гугун в центре столицы, где некогда жили императоры Миньской и Цзиньской династий. Дворец Гугун считается одним из символов страны: его вы часто можете видеть в китайском историческом кино, а его парадный павильон Тайхэцзянь — крупнейшая подобная постройка в Китае. Сегодня в «Запретном городе» располагается государственный музей.

Сад Мира и Гармонии (другое название — «Сад чистой гармонии», Ихэюань) — не менее популярный дворцовый ансамбль Пекина, более известный как Летний императорский дворец. Он располагается на северо-западе столицы и занимает огромнейшую территорию (порядка 290 га!) с обширными Императорскими садами, красивейшим рукотворным озером Куньмин и возникшим благодаря его устройству холмом Долголетия с буддийскими храмами на вершине. Эта загородная резиденция императоров насчитывает более 800 лет, однако печально известный пожар 1860 года разрушил его почти до основания, после чего строительство Ихэюань стали приписывать последней китайской императрице Цыси. На его восстановление была потрачена значительная часть денег, собранных на создание военно-морского флота Китая.

Совсем близко к дворцу Ихэюань когда-то располагался не менее прекрасный дворец Юаньминюань («Сады совершенной ясности»), также называемый Старым летним дворцом. Но, в отличие от прочих отреставрированных дворцовых ансамблей, он представляет собой сегодня руины, так и не реконструированные после событий 1860 года. От прочих дворцовых ансамблей Китая его отличала большая «западность» — наряду с традиционными китайскими постройками здесь было возведено несколько каменных зданий европейскими архитекторами — именно их развалины сохранились до наших дней.

Не менее знаменитый дворец Китая — Потала — располагается в тибетских горах. Его строительство было начато в 7 в. н. э. на высоте почти 4 тыс. метров над уровнем моря — однако это и сыграло с дворцом злую шутку: деревянные постройки его были испепелены молниями ещё в VIII в. При этом дворец представлял собой грандиознейшее строение из 999 комнат — и из первоначального до наших дней сохранились лишь пещера Фа-Вана и зал Пабалакан. В своём нынешнем виде дворец Потала строился в XVII в. Сегодня это и популярный у туристов со всего мира музей, и место паломничества буддистов, по-прежнему используемое для проведения буддистских ритуалов (само название Потала отсылает к великой для буддистов горе, на которой обитает бодхисатва Ченрези (Авалокитешвара), которого на земле представляет далай-лама).

Дворцы в Китае всегда были призваны подчеркнуть высокое положение императора, отличаясь масштабом, пышностью и величием.

Мукденский дворец в Шеньяне — резиденция императоров куда более древняя, чем Запретный город. Именно здесь, в Южной Маньчжурии, когда-то находились основные императорские покои — и только после завоевания войсками императора Маньчжурской династией Пекина и строительства Гугуна, этот дворец отошёл на второй план, оставаясь загородной резиденцией.

Бишушаньчжуан («Горное пристанище от летнего зноя») — летняя резиденция китайских императоров династии Цин в 3 часах пути от Пекина, в городе Чэндэ. Здесь императоры династии Цин проводили всё жаркое время года. Более того, здесь очень символически располагаются «8 внешних храмов» — символ объединения ханьской, монгольской и тибетской национальностей, о котором мечтали правители династии Цин.

Гунванфу или Дворец князя Гуна — дворцово-парковый ансамбль в районе Сичэн Пекина, построенный в конце XVIII в. императором Цяньлунем из династии Цин для своего фаворита — князя Хэшэня. Этот княжеский дворец размерами (его площадь — 60 тыс. кв. м) значительно превосходит строения своего времени, по масштабу уступая только императорскому дворцу Гугун. Территория дворцового комплекса Гунванфу вмещает более 30 строений в различных стилях. Сегодня здесь располагаются театр и музей княжеских дворцов, а парк Гунванфу всегда открыт для посещения.

Все дворцовые ансамбли относятся к национальным музеям Китая и входят в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Также рекомендуем
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх